Ассоциация франчайзинга Узбекистана составила рейтинг самых выгодных франшиз в Узбекистане.
В рейтинге (представлен ниже) две категории. В первую вошли отечественные франшизы, которые при этом могут развиваться как в Узбекистане, так и за его пределами. Вторая категория — это международные франшизы, появившиеся в других странах, но которые имеют несколько франшизных точек в Узбекистане, либо сейчас активно нацелены на страну.
«Узбекистан — один из самых динамично растущих рынков франчайзинга в мире. Только за последний год по количеству брендов, присутствующих на локальном рынке, он увеличился более, чем в два раза. При этом по мнению экспертов, в ближайшие 5−7 лет он вырастет еще в 20 раз. Но одновременно с колоссальным ростом мы замечаем и негативные тенденции: появляются так называемые „пустышки“ — франшизы, за которыми не стоит успешная бизнес-модель, у которых часто не прописаны регламенты и стандарты, которые создавались „на коленке“. Их становится много, потому что они тоже чувствуют перспективы рынка. Поэтому Ассоциация создала рейтинг, чтобы помочь игрокам ориентироваться в этой сфере», — говорит международный эксперт по франчайзингу Виктор Ляшевский
В рейтинге использовались данные из открытых источников, а также предоставленные самими франчайзерами. Каждая категория разделена на две части — франшизы с вложениями до и более $50 тыс.
Ассоциация оценивала франшизы по четырем категориям:
- коэффициент доходности и убыточности бизнеса — сколько денег приносит один вложенный в бизнес доллар;
- темпы роста сети — насколько динамично развивается сеть;
- разница между открытыми и закрытыми точками — доля закрытых точек среди открывшихся за три года;
- количество точек на одного франчайзи — демонстрирует успешность модели для каждого франчайзи.
«При самостоятельном запуске бизнеса, вероятность закрытия в течение года составляет 90−95%. В случае с франшизой эта цифра по разным версиям падает до 10−40%. То есть вероятность успеха вдруг с 5% растет как минимум до 60%, а в некоторых случаях и до 90%. Мы искренне верим, что развитие франчайзинга позволит создать классные успешные бизнесы с хорошим качественным продуктом, отточенным во многих странах, поможет создать огромное количество рабочих мест», — отметил председатель Ассоциации франчайзинга Узбекистана Мурат Азамов.
По словам зампредседателя ассоциации Дианы Курбановой, в Узбекистане всего около 350 местных франшиз, что составляет менее 10% от общего числа франчайзинговых предприятий. Для сравнения, в Казахстане эта цифра превысила отметку в 1 тыс., в России — 3,5 тыс. франчайзеров.
«Связано это и с обилием „подводных камней“ в этом секторе, и с тем, что предприниматели не знают о возможностях данной бизнес-модели. Мы убеждены, что развитие местных франчайзинговых предприятий окажет значительные влияние на экономику внутри республики и усилит позиции брендов Made in Uzbekistan в соседних странах», — отмечает Курбанова.
Название компании | Описание | Инвест. в 1 точку | Сред. приб. в мес. | Окупаемость (в мес.) |
Отечественные франшизы | ||||
Вложения менее $50 000 | ||||
TRIP TOUR | Туристическое агентство | $3 000 | $2 000 | 9 |
EasyBooking | Сервис бронирования и покупки авиабилетов, номеров в отелях | $6 500 | $2 400 | 16 |
BTS | Экспресс почта | $6 000 | $1 000 | 6 |
Kanstik | Сеть канцелярских магазинов | $26 900 | $2 000 | 21 |
Gamma D’oro | Магазин парфюмерии | $4 500 | $1 000 | 3 |
Caffelito | Сеть кофеен | $22 000 | $2 000 | 18−24 |
Вложения более $50 000 | ||||
Imzo | Светопрозрачные конструкции | $55 000 | $6 000 | 12 |
Apexpizza | Пиццерия | $100 000 | $10 000 | 18 |
C-space | Смарт-офисы и коворкинг | $90 000 | $20 000 | 72 |
Yuksalish | школьное образование | $201 000 | $16 000 | 36 |
Шеф Burger | Ресторан быстрого питания | $105 000 | $7 000 | 18 |
Chopar Pizza | Пиццерия | $180 000 | $5 000 | 24 |
Зарубежные франшизы | ||||
Вложения менее $50 000 | ||||
СДЭК | ПВЗ | $5 000 | $2 000 | 10−12 |
ALOHA Mental Arithmetic | Учебный центр | $12 500 | $5 000 | 6,5 |
Labnet | Медицинская лаборатория | $10 000 | $2 000 | 12 |
«Гемотест» | Медицинская лаборатория | $27 000 | $13 000 | 15 |
Rich Aroma | Парфюмерные магазины | $9 500 | от $800 | 10 |
Colizeum | Сеть компьютерных клубов | $44 000 | $4 500 | 12 |
Вложения более $50 000 | ||||
Miniso | Товары для дома | $160 000 | $6 000 | 20 |
Х-fit | Фитнес-клубы | $850 000 | $35 400 | 24 |
«Не школа барабанов» | Школа музыки для взрослых и детей | $50 000 | $3 400 | 9 |
Mayweather Boxing + Fitnes | Фитнес-клуб | $200 000 | $22 500 | 16 |
Gussi Coffee | Кофейня | $54 100 | $5 300 | 9 |
Vitacci | Салон обуви | $70 000 | $2 000 | 11 |