27 апреля 2022 года Национальное агентство проектного управления (НАПУ) было преобразовано в Национальное агентство перспективных проектов, которому перешли задачи по выработке и реализации единой государственной политики в сфере оборота криптоактивов.
В том же году НАПП разработал требования для выдачи лицензий майнинг-пулам и криптобиржам, обозначил правила работы для криптомагазинов, принял порядок эмиссии и оборота криптоактивов, а также утвердил размеры сборов для компаний, работающих с криптовалютами.
Spot поговорил с первым заместителем директора НАПП Вячеславом Паком о нынешнем состоянии и обороте местного крипторынка, сложностях легального майнинга криптовалют в Узбекистане, запрете торговли криптоактивами на зарубежных площадках и перспективах создания цифровой валюты.
Текст ниже представлен в сокращенном виде.
Вячеслав Юрьевич, давайте начнем со стыдных вопросов про крипту. Если я захочу купить или продать криптовалюту, где и как я могу это сделать?
Если вы хотите купить криптоактив с минимальными для себя затруднениями, то можно пойти в криптомагазин. Там проведут процедуру идентификации личности и продадут вам криптоактив. Если вы хотите сделать это онлайн, то можно зарегистрироваться в одной из криптобирж и торговать криптовалютами там.
Если я куплю криптовалюту на зарубежный криптобирже, то будет ли это законно или меня будет ждать какое-то наказание за это?
Согласно законодательству, с 1 января 2023 года все граждане Узбекистана должны осуществлять операции с криптоактивами только через национальных провайдеров. То есть покупая криптоактивы на зарубежной платформе, вы совершаете правонарушение.
Более того, в январе этого года были внесены изменения в Кодекс об административной ответственности и Уголовный кодекс, в соответствии с которыми установлены соответствующие меры наказания за незаконный оборот криптоактивов, включая куплю-продажу с нарушениями требований законодательства. В зависимости от размера ваши действия будут квалифицироваться либо как административное правонарушение, либо как уголовное преступление.
Сколько сейчас в Узбекистане работает легальных майнинг-ферм? Сколько они намайниили в прошлом году?
Сразу скажу, что легальных майнинг-ферм нет. В сентябре прошлого года мы утвердили положение о порядке выдачи разрешений на осуществление деятельности по майнингу.
С момента ввода в действие положения у нас всего было одно обращение, которое поступило в этом году. В связи с тем, что претендент не отвечал требованиям, мы отказали в выдаче лицензии на майнинг.
Вячеслав Юрьевич, владеете ли вы сами криптовалютой?
Конечно владею. Потому что я должен понимать и знать, как это все работает. Невозможно же быть хирургом, если не провел ни одной операции, верно?! Так и мы изучаем, привыкаем к новым технологиям, чтобы регулировать сферу.
Многие пользователи жалуются на то, что местные криптобиржи не очень удобные в плане функционала, проведения операций и наличия монет. Получается, с одной стороны НАПП ограничивает доступ к зарубежным криптобиржам, где запрещается торговать, а с другой стороны, местные площадки могут быть не до конца развиты. Как вы видите решение данной проблемы?
Мы видим, что есть определенная неудовлетворенность теми услугами, которые оказывают местные провайдеры. Мы с этим работаем и доводим эту информацию до участников рынка. Но в то же время мы должны понимать, что это частный бизнес, у которого своя стратегия развития и видение. Мы, как регулятор, не можем диктовать им, какие сервисы им нужно развивать.
К сожалению, в последнее время в нашем обществе наблюдается тенденция, когда людям что-то не нравится, то начинается шквал критики. Однако существует тонкая грань между анархией, вседозволенностью и соблюдением правил. Я всегда говорю, что государство может устанавливать как хорошие, так и плохие правила, но граждане должны их все соблюдать.
Допустим, вам не нравится, что в Ташкенте ограничили скорость на дорогах до 60 км/ч, но вы, как законопослушный человек, соблюдаете правила. Почему здесь не должно быть также?
Если государство установило требования, с которыми вы не согласны, конечно нужно указывать на недостатки. В конце концов вас услышат и поменяют свою политику. Но не стоит ожидать отмены всех ограничений и стремиться к вседозволенности.
Сейчас на нашем рынке работают 14 провайдеров услуг. Считаете ли вы их нынешнее число достаточным и будет ли оно расти в будущем?
Естественно, количество провайдеров услуг будет расти. Сейчас их недостаточно, но мы сами установили жесткие требования к выдаче лицензий.
Мы понимаем, что эта деятельность связана с определенными рисками как для населения, так и для инвесторов, которые могут иметь очень негативные последствия, поэтому получение этой лицензии не должно быть простым. Кроме того, что количество не всегда переходит в качество. Поэтому пусть их будет пока что мало, но они будут развиваться, то есть должен пройти такой эволюционный этап, когда с появлением новых провайдеров начнется развитие, и тогда между ними будет конкуренция, и рынок будет улучшаться.
С 20 июня НАПП приняло решение об увеличении месячных сборов для криптобирж и криптомагазинов. В обосновании этого решения агентство отмечало «достаточную рентабельность местных провайдеров услуг». Как вы думаете, не уменьшит ли данное решение ту самую рентабельность? Проводились ли какие-то дискуссии или обсуждения с бизнесом?
Обсуждения с представителями действующих провайдеров проходили. Мы получаем отчетность, из которой видим их финансовое состояние. Мы понимаем, что финансовая нагрузка увеличится. Но увеличение сборов сильного негативного воздействия на их деятельность не окажет.
Нужно понимать, что в Узбекистане операции с криптоактивами и полученные по ним доходы полностью освобождены от налогообложения. Этот сбор уплачивается взамен совокупности всех налогов.
Одно из требований к легальным майнинг-фермам — это использование электроэнергии, выработанной за счет солнечных панелей. Почему было принято такое решение, и насколько оно выполнимо в наших нынешних условиях?
Это требование было введено с учетом позиции Министерства энергетики и исходя из текущей ситуации в энергетической отрасли.
Требование выполнимое, но оно удорожает реализацию проекта. Каждый инвестор должен просчитать свою выгоду. Как регулятор мы бы хотели дать полную свободу в этом вопросе, но мы должны исходить из той обстановки, которая есть в стране.
При этом, майнеры могут подключиться к единой энергосети.
Мы понимаем, что для функционирования майнинг-фермы нужна стабильная подача электричества. Где майнеры будут брать ее ночью? Поэтому предусмотрели получение электричества из единой энергосети, но там должны быть повышенные тарифы, которые определит Министерство энергетики.
С 1 октября 2023 года тарифы на электроэнергию для бизнеса уже выросли. Значит у майнеров они будут еще выше?
Да, поэтому мы говорим, что в нынешних условиях лучше создать свою замкнутую энергосистему, которая будет круглосуточно снабжать электричеством.
По вашему мнению, почему в Узбекистане до сих пор нет ни одной легальной майнинг-фермы?
Чтобы майнить криптовалюту можно вложиться и через 5−10 вернуть инвестиции, либо воровать электричество. У нас, к сожалению, люди чаще выбирают последнее.
Получается, отсутствует культура бизнеса?
Культуру бизнеса необходимо формировать в Узбекистане. Предприниматель должен понимать, что лучше строить долгосрочный бизнес, а не думать о сиюминутной выгоде. Я буду очень горд и рад, если у нас тоже появятся компании со 100-летней историей, глобальные транснациональные корпорации.
Возможно отсутствие легальных майнинг-ферм связано с тем, что при нынешних требованиях им долго придется окупать свои инвестиции?
Тут вопрос в правосознании граждан и уровне их ответственности. Допустим, у меня есть деньги, и я хочу их куда-то вложить, то я должен посчитать, как быстро они окупятся. Если долго, то нормальная ситуация — искать, куда еще можно вложить эти средства легально, а не уходить в тень, воровать электричество и пытаться на этом заработать.
С августа 2022 года сайты крупных международных криптобирж, включая Binancе, заблокированы в Узбекистане. Почему это было сделано? На каких условиях НАПП может выдать разрешение на работу тех же международных криптобирж?
Если государством и законом установлены требования, они должны соблюдаться. Международные криптобиржи не соблюдают наши требования, поэтому мы заблокировали доступ к ним.
Так происходит не только в Узбекистане. Возьмем к примеру США, где также ввели ограничения. Чтобы работать легально в стране и обслуживать их граждан, Binancе создал Binancе US.
Мы вырабатываем меры по противодействию незаконному оказанию услуг нашим гражданам зарубежными биржами. Если какая-то международная группа изъявит желание работать в Узбекистане, то все условия и требования прописаны в законодательстве. Ключевое требование — наличие всех серверов в Узбекистане. Если все требования соблюдены, мы выдадим лицензию. Здесь нет никаких проблем. Мы готовы.
В марте НАПП и Tether подписали меморандум о взаимопонимании — в частности, там речь шла о внедрении технологий для запуска и внедрения централизованной цифровой валюты. Идет ли речь о создании в Узбекистане цифровой валюты, над которой работает Центробанк?
Tether — один из самых крупных игроков на рынке, они являются эмитентом стейблкоина Tether, который по своим оборотам за прошедший год уже превысил обороты Mastercard, Visa. Это игрок, который нам очень интересен, мы будем стараться выстраивать с ним стратегическое партнерство. У них имеется большой опыт в применении технологии блокчейн для работы цифровых денег.
Поскольку наше агенство вовлечено в вопрос разработки цифрового сума, мы планируем привлечь Tether в данный проект.
Кроме того, НАПП и Tether планируют совместную работу над совершенствованием регулирования в сфере криптоактивов. Как можно улучшить местное регулирование? Какие шаги будет предпринимать НАПП в этом направлении?
Мы видим ряд барьеров, которые сдерживают развитие определенных сегментов. Например, в правилах работы криптомагазинов есть норма, по которой они не имели права хранить средства клиентов. Это создает им неудобства при создании электронной платформы. Поэтому мы эту норму будем менять, разрешая кратковременное хранение для проведения операций на платформе.
Мы планомерно анализируем ситуацию на рынке, взаимодействуем с участниками сферы, чтобы развивать отрасль.
В перспективе основная наша задача — создать инструменты для привлечения инвестиций в страну, используя все преимущества, которые есть у технологии блокчейн.
Можете ли вы поделиться данными по обороту криптоактивов в Узбекистане за прошлый год или с начала этого года?
Эти данные у нас, естественно, есть. Но публично их называть я бы не хотел.
Вообще есть какой-то рост? Какая динамика?
Динамика крайне положительная. Я бы сказал, мы наблюдаем взрывной рост.
Это больше $1 млрд или меньше?
Конечно больше.
Как вы видите мировой и местный крипторынок через пять лет?
Сейчас мы живем в такую эпоху, когда горизонт планирования у многих до максимум шести месяцев. В горизонте пяти лет, по моему личному мнению, криптоактивы будут использоваться в основном в качестве новых средств платежа, преимущества, которые дают криптоактивы, будут использоваться для упрощения привлечения инвестиций и передачи стоимости активов.