Гендерное равенство обеспечит рост ВВП Узбекистана на 29%. Об этом говорится в докладе Всемирного банка, посвященного гендерной оценке.
ВБ отмечает, что за последние десятилетия в наиболее успешных странах с переходной экономикой и высоким уровнем доходов произошло резкое увеличение участия женщин в рабочей силе.
Если местные женщины будут получать зарплаты наравне с мужчинами, то это может вывести 700 тыс. человек из бедности.
В 2021 году разрыв в участии женщин и мужчин в рабочей силе составлял 28 процентных пунктов, что вдвое выше, чем средний разрыв в странах с высоким уровнем дохода. Например, в Казахстане разрыв — 12 п.п., а в России — 10 п.п.
Более того, молодые женщины сталкиваются с проблемами при трудоустройстве. Если доля мужчин, которые не работали, не получали образования или профессиональной подготовки, составляла 8% в возрасте от 15 до 25 лет, то среди женщин этой же возрастной группы — 42%.
В 2022 году гендерный разрыв в занятости варьировался в зависимости от возрастной категории. В возрасте от 15 до 24 лет лишь 13% женщин и 40% мужчин были трудоустроены, в то время как в группе 25−34 лет — 37% и 93%.
«Это связано с общественным ожиданием того, что после замужества женщины должны уделять первостепенное внимание домашним обязанностям и уходу за детьми. Около 75% женщин трудоспособного возраста, которые не работали в 2022 году, заявили, что сделали это из-за обязанностей по дому и уходу, и вероятность того, что женщины не будут работать по этим причинам, более чем в 30 раз выше, чем у мужчин. Гендерные нормы в Узбекистане требуют, чтобы женщины брали на себя ответственность за уход за детьми и трудоемкую работу по дому», — подчеркивают экономисты.
Согласно исследованию Всемирного банка, в сельской местности женщины тратят от 3 до 6 часов на выполнение таких домашних дел, как доставка воды, приготовление пищи, уборка, работа в саду и уход за иждивенцами.
Во всем мире женщины зарабатывают до 80% от уровня среднего заработка мужчин, однако в Узбекистане этот разрыв достигает 34%.
Около двух-третей женщин в республике получают оклад до 2 млн сумов. При этом, лишь у 1% зарплата превышает 5 млн сумов в месяц.
Всемирный банк пишет, что профессиональная сегрегация и гендерные нормы усугубляют разрыв в оплате труда, который в свою очередь осложняется низкой средней зарплатой в секторах, где преобладают женщины, таких как образование, здравоохранение и социальная сфера, по сравнению с секторами, где преобладают мужчины — строительство, транспорт и складское хозяйство.
Также исследования выявили явную и систематическую предвзятость в отношении трудоустройства при установлении зарплаты в Узбекистане.
Ранее Spot писал, что Всемирный банк выделит $100 млн на улучшение социальных услуг в Узбекистане.