Агентство стратегических реформ и МИПТ представили предложения по улучшению работы специальных экономических зон в Узбекистане.

Эксперты выявили несколько системных факторов, мешающих развитию СЭЗ. Одним из них стал недостаточный доступ к инфраструктуре — водопроводу, канализации, электричеству, дорогам, — вызванный отсутствием глубокого планирования.

Другая проблема — низкая привлекательность льгот и стимулов, которые ограничиваются освобождением от имущественного, земельного и водного налогов на 3−10 лет. СЭЗ в КНР, Вьетнаме и ОАЭ предоставляют освобождение практически от всех налогов.

На эффективности СЭЗ сказывается ограничение их срока действия 30 годами. По данным АСР, операторы зон начинают получать прибыль в среднем через 20 лет после создания.

Сложности для СЭЗ создают фрагментированная правовая база и отсутствие специального правового режима. Сложная система разрешения споров (переговоры, медиация, суд, международный арбитраж) также отталкивает инвесторов.

Ограничения на движение капитала свыше $10 тыс. означает риски для вывода средств при реализации проекта либо его ликвидации. Приток инвестиций также сдерживает лимит на привлечение иностранных работников.

Текущее законодательство предусматривает участие в СЭЗ только для промышленных предприятий. В ОАЭ, Турции, Южной Корее резидентами также могут быть НИИ, лаборатории, банки, логистические и торговые компании.

Для привлечения операторов эксперты предлагают ускорить работу над новой редакцией закона о СЭЗ. Наряду с сохранением ранее предоставленных преференций он должен предусматривать:

  • разрешение частным и иностранным компаниям выступать операторами СЭЗ при наличии лицензий;
  • бессрочную выдачу лицензий на обслуживание СЭЗ;
  • внедрение проектного подхода к созданию зон, с созданием технико-экономического обоснования и мастер-плана;
  • расширение списка видов деятельности в СЭЗ.

Ранее Spot писал, что Шавкат Мирзиёев анонсировал отмену ограничений на срок действия СЭЗ и продление максимального срока аренды земли в них.