Шавкат Мирзиёев 8 июля утвердил соглашение о строительстве железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Об этом сообщил канал правовой информации Минюста.
Соглашение о сотрудничестве между правительствами трех стран было подписано в Пекине 6 июня. Документом был утвержден маршрут Кашгар — Торугарт — Макмал — Джалалабад — Андижан.
Министерство транспорта назначается ответственным за реализацию договора со стороны Узбекистана. Кабмин вместе с соответствующими министерствами и ведомствами будут контролировать процесс реализации.
Директор «Кыргыз темир жолу» Азамат Сакиев заявил, что в сентябре ожидается подписание инвестиционного соглашения по проект, а в октябре — начало строительства. Срок реализации оценивается в шесть лет.
Китай получит в совместном предприятии 51%, Кыргызстан и Узбекистан — по 24,5%. Стоимость проекта оценивается в $4,7 млрд, половину из которых внесут правительства стран-участниц в соответствии со своими долями. Остальная часть будет покрыта за счет китайского кредита.
Сквозь грозы
Подготовка к строительству ж/д Китай — Кыргызстан — Узбекистан после долгих обсуждений стартовала в 2022 году. Три страны согласовали маршрут от Кашгара до узбекистанской границы длиной 454 км и договорились подготовить ТЭО.
Глава управления маркетинга и логистики «Узбекистон темир йуллари» Умидулла Ибрагимов заявлял, что начать работы предполагалось еще в 2023 году. Однако перед участниками встал вопрос привлечения финансирования.
Замминистра транспорта Узбекистана Жасурбек Чориев оценивал стоимость проекта в $5 млрд и назвал создание консорциума одним из возможных вариантов финансового решения. В свою очередь, кыргызстанский премьер-министр Акылбек Жапаров называл цифру в $8 млрд.
Акылбек Жапаров в прошлом ноябре заявил, что начало полевых работ ожидается в 2024 году и что республика нашла $500 млн для запуска строительства. Такие же сроки называл замглавы Национального агентства по инвестициям Кыргызстана Жалын Жээналиев.
Ранее Spot писал, что Узбекистан и Кыргызстан планируют построить автодорогу Талас — Чаткал — Ташкент.