Как ранее сообщал Spot, Шавкат Мирзиёев 8 июля утвердил соглашение по проекту железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан.

Согласно постановлению президента, «Узбекистон темир йуллари» поэтапно получит от Фонда реконструкции и развития несколько кредитов. Общая сумма составит $255 млн, из которых $14 млн будет выделено до конца нынешнего года.

Деньги предназначены для формирования узбекистанской доли в уставном капитале совместной проектной компании «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». Кредиты выделяются под 5% годовых на 15 лет, включая 7 лет льготного периода.

По условиям подписанного 6 июня соглашения, доля Узбекистана и Кыргызстана в проектной компании составит по 24,5%, а 51% будет принадлежать КНР. Исходя из имеющейся информации, суммарный уставной капитал проектной компании составит не менее $1,04 млрд.

Глава «Кыргыз темир жолу» Азамат Сакиев заявил, что общая стоимость проекта оценивается в $4,7 млрд. Половину суммы должны внести правительства стран-участниц в соответствии со своими долями. Остальная часть будет покрыта за счет китайского кредита.

Сквозь грозы

Подготовка к строительству ж/д Китай — Кыргызстан — Узбекистан после долгих обсуждений стартовала в 2022 году. Три страны согласовали маршрут от Кашгара до узбекистанской границы длиной 454 км и договорились подготовить ТЭО.

Глава управления маркетинга и логистики «Узбекистон темир йуллари» Умидулла Ибрагимов заявлял, что начать работы предполагалось еще в 2023 году. Однако перед участниками встал вопрос привлечения финансирования.

Замминистра транспорта Узбекистана Жасурбек Чориев оценивал стоимость проекта в $5 млрд и назвал создание консорциума одним из возможных вариантов финансового решения. В свою очередь, кыргызстанский премьер-министр Акылбек Жапаров называл цифру в $8 млрд.

Акылбек Жапаров в прошлом ноябре заявил, что начало полевых работ ожидается в 2024 году и что республика нашла $500 млн для запуска строительства. Такие же сроки называл замглавы Национального агентства по инвестициям Кыргызстана Жалын Жээналиев.

Ранее Spot писал, что Афганистан продлил контракт с «Узбекистон темир йуллари» по реконструкции железной дороги Хайратон — Мазари-Шариф.