Чаще всего стартаперы в Узбекистане испытывают трудности с инвестициями и поиском клиентов, следует из результатов опроса U-Enter и ERGO Analytics (копия есть у Spot).
Исследование охватило 310 основателей стартап-проектов, из которых более трети назвали главной проблемой привлечение финансирования. Следом идут поиск покупателей (21%), бухгалтерские и юридические услуги (14%), а также подбор персонала (12%).
Около половины фаундеров сообщили, что сталкивались с неудачами. Чаще всего это происходило из-за нехватки инвестиций (35%), также многие ссылались на недостаток знаний и навыков (24%) и слабая команда (15%).
Каждый десятый респондент назвал главным фактором провала высокие эксплуатационные расходы. По 8% указали на проблемы в маркетинге и отсутствие спроса.
Средства на развитие стартапов чаще всего выделяются из личных сбережений (36%). 15% привлекли гранты по госпрограммам, 14% — вложения семьи и друзей. На 7% проектов деньги предоставили международные доноры, на 6% — бизнес-ангелы. Венчурные фонды упомянули только 3%.
23% стартапов привлекли инвестиции на сумму до $10 тыс., еще 16% получили $10 — 100 тысяч. Финансирование на сумму более $100 тыс. смогли привлечь только 5%. При этом 56% пока не привлекли инвестиции.
В распределении затрат по 20% ставили на первое место закупку материалов, найм сотрудников и маркетинг. Однако чаще всего главной статьей расходов считают IT-услуги (22%). Аренду рабочего места и коммунальные расходы упомянули по 9%.
Чуть больше трети респондентов заявили о готовности продать контрольный пакет в компании за инвестиции. 42% сказали, что могут расстаться с долей в 10−50%, а 12% не желают продавать любую долю.
Ранее Spot писал, что в Узбекистане планируется провести конкурс для стартапов с выделением грантов до 1 млрд сумов.