Цифровая инфраструктура и IT-специалисты возглавили список потребностей узбекистанских стартапов, следует из опроса U-Enter и ERGO Analytics (копия результатов есть у Spot).
Из участвовавших в исследовании 310 основателей стартап-проектов 22% обозначили IT-лаборатории как инфраструктуру, необходимую в первую очередь. Еще 19% выразили запрос на открытие коворкинг-центров и 18% — на медиа-студии.
Более специализированные заведения упоминались несколько реже. Например, 15% фаундеров заявили о потребности в естественнонаучных лабораториях — столько же из них имеет связанное с ними образование. По 13% назвали учебные центры и 3D-лаборатории.
Только четверть стартап-команд располагает собственным офисом. 17% арендуют помещения, столько же работают в коворкингах, инкубационных и акселерационных центрах. При этом больше всего проектов (40%) использует удаленную модель.
Юридические консультации заняли первое место среди видов услуг, необходимых для стартапов (71%). Из специализированных видов знаний и навыков чаще всего называли привлечение инвесторов (27%), программы акселерации (22%) и инкубации (21%).
Самым востребованным видом работников стали IT-специалисты (30%). На втором месте расположились маркетологи (26%), далее идут финансовые специалисты (23%) и проектные менеджеры (18%).
Около половины стартаперов считают необходимой осторожность при работе с другими членами команды. 42% заявили о готовности доверять им безоговорочно, еще 8% не готовы доверять им полностью.
Женщины и девушки занимают пост руководителей в 29% стартапов, охваченных исследованием. При этом почти две трети проектов имеют в команде хотя бы одну женщину, а у 31% на них приходится половина состава и более.
Ранее Spot писал, что МФК выделит $5 млн для поддержки IT-стартапов в Центральной Азии.