26 июля на открытом диалоге с предпринимателями автомобильной и электротехнической сфер гендиректор автозавода ADM Jizzakh Данияр Давлетияров предложил вернуть пошлины на ввоз электромобилей.
Без протекционистских мер производство электрокаров нецелесообразно, так как импортеры не платят пошлины на комплектующие, отметил он.
«На сегодняшний день в Узбекистане нет никакой целесообразности производить чистый электромобиль, потому что никаких пошлин нет. Производство будет дороже, так как на выпуск и импорт частей и комплектующих — мы не можем все на 100% локализовать — мы должны платить импортные пошлины», — заявил Давлетияров.
С 2026 года ADM Jizzakh планирует выпускать гибридные и электрические автомобили. В ближайшие три года автозавод инвестирует в новые проекты $550 млн и удвоит число работников — с 4,5 до 10 тыс. человек.
На встрече с экспортерами 1 августа председатель Торгово-промышленной палаты Даврон Вахабов предложил рассмотреть вопрос возврата пошлин, что поможет местным производителям. В частности, глава ТПП сослался на опыт других развитых стран, которые ввели пошлины на импортные электрокары.
Что не так с импортозамещением
Экономист Отабек Бакиров отметил, что на рынках Европы, США, Бразилии и Турции, которые в своем выступлении упомянул Даврон Вахабов, существует высокая конкуренции среди автопроизводителей. Однако коэффициент конкуренции в Узбекистане значительно ниже, чем в развитых странах.
«США, Евросоюз, Турция и Бразилия, которые приведены в качестве примеров введения пошлин на электромобили, имеют еще одно огромное отличие от Узбекистана. В этих странах ни один автопроизводитель не освобождается от ввозной пошлины (НДС) тайным и секретным решением», — заявил он.
В ноябре 2020 года бывшие депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Расул Кушербаев и Дониёр Ганиев сообщили, что информация о льготах UzAuto Motors и Джизакского автомобильного завода при импорте автомобилей и утилизационном сборе оказалась секретной.
Бакиров подчеркнул, что тарифные пошлины в развитых странах, упомянутые главой ТПП, сильно отличаются от действительности. Также он добавил, что предложения по введению тарифов в США и Европе подвергались сильной критике, посетовав на повторение Узбекистаном ошибок богатых стран.
В свою очередь, экономист Юлий Юсупов поддержал предложение по отмене пошлин на комплектующие, с которым, «как ни странно», не выступил гендиректор ADM Jizzakh Данияр Давлетияров. Он задается вопросом, почему после создания компании по производству электромобилей обнаружилась ее неконкурентоспособность и необходимость в ограничении конкуренции.
«А получилось это потому, что важнейшие инвестиционные решения в нашей стране по-прежнему принимают не частные инвесторы, а чиновники, как и в советские времена. Именно они почему-то решили, что Узбекистану обязательно нужно производить электромобили и еще многие другие товары. И именно они наобещали в три короба потенциальным инвесторам и даже, скорее всего, предоставили им кучу льгот (налоговых, таможенных, кредитных и пр.) — за счет налогоплательщиков, заемщиков, потребителей», — написал Юсупов.
Экономист подчеркнул, что чиновники не могут отказаться от логики политики импортозамещения, начатой в 1996 году и предполагающей создание местных производств для замещения импорта посредством ограничения конкуренции и предоставления разного рода льгот. Такая политика не позволяет Узбекистану полноценно участвовать в международном разделении труда и создавать конкурентоспособные производства. В качестве альтернативы он предлагает модель экспортоориентации, когда страна производит только том, в чем обладает сравнительными преимуществами, и стимулирует экспорт.
Если не отказаться от модели импортозамещения, то неэффективные компании будут использовать ограниченные ресурсы, которых не хватит для конкурентоспособных производств, добавил Юлий Юсупов.
«Плюс их замордуют налогами и прочими барьерами ведения бизнеса, которые нужны для поддержания неконкурентоспособных производств и для пополнения коррупционных кормушек наших чиновников», — резюмировал он.
Доктор наук, исследователь Висконсинского университета (США) Бехзод Хошимов заявил, что завод GM Uzbekistan в Асаке стал «большим препятствием и налогом для экономики и, особенно, промышленности Узбекистана».
По его мнению, Асакинский автозавод — «символ неэффективности и неправильной экономической политики эпохи Каримова», протекционистские меры которого на протяжении десятилетий покрывают простые узбекистанцы.
«Поэтому моя рекомендация правительству такая: пусть поддерживают тех производителей, которых хотят. Только не через налоги, а давая деньги напрямую из бюджета, тогда ущерб был бы в разы меньше. Конечно, было бы идеально не поддерживать некоторых производителей за счет государства, но если это невозможно, если они думают, что мы не можем их не поддержать, — тогда прямое финансирование обойдется нашей экономике гораздо дешевле», — констатировал Хошимов.
Кроме того, блогер Шухратбек Курбанов отметил, что если предложение об импортозамещении идет вместе с предложением защиты от импорта, то эффективность от этого будет низкой. В качестве примера он приводит пластиковые карты, выпуск которых 10 лет назад стоил на 30% дороже. В итоге покупателям пришлось бы существенно переплачивать за «местный» продукт.
Курбанов поставил вопрос о покрытии 30% наценки за счет «экономии валютных средств», создания дополнительных рабочих мест и налоговых поступлений. Он предположил, что соответствующие расчеты не проводятся, а в отчетах фигурируют такие слова, как «локализация» и «импортозамещение».
Ранее Spot писал, что Zeekr ограничит функции «серых» электрокаров за пределами Китая.