В 2024 году начнется строительство платной автомобильной дороги Ташкент — Самарканд. Соответствующее постановление президента о развитии ГЧП на 2024−2030 годы опубликовано на портале Lex.uz.
Согласно документу от 30 августа, запланировано строительство и модернизация не менее 1 000 км современных платных магистральных автомобильных дорог. Среди них — начало строительства в этом году платной дороги Ташкент — Самарканд и в 2026 году Ташкент — Андижан.
«По обоим проектам ТЭО (технико-экономическое обоснование — прим. Spot) еще разрабатывается, потому что там есть определенные корректировки. Мы работаем с разработчиком ТЭО. Когда был представлен предварительный вариант, у нас были замечания. Сейчас идет процесс корректировки: где-то мы согласны, где-то не согласны. Окончательный вариант [ТЭО] я думаю к концу сентября [будет готов]», — заявил в интервью Spot замминистра транспорта Жасурбек Чориев.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
По словам чиновника, главный фактор, замедляющий создание платных дорог в Узбекистане, — это естественные и искусственные препятствия, включая объекты инфраструктуры и деревья, находящиеся на маршрутах.
Замглавы Минтранса подчеркнул, что для разработки ТЭО необходимо провести «целое исследование», которое предполагает изучение наземных и подземных коммуникаций. После ведомство анализирует проект и вносит в него свои замечания, поэтому «этот процесс до сих пор продолжается».
Платные дороги
О планах создания в Узбекистане платных автомагистралей стало известно еще летом 2018 года. Тогда их строительство планировали поручить немецкой GP Günter Papenburg.
В конце того же года Кабмин издал постановление, где 2020 год обозначался как начало практического внедрения платных дорог. Весной 2019 года для обсуждения опубликовали проект закона о платных дорогах, однако он так и не был принят.
Вместе с тем президент постановил приступить к строительству платной трассы Ташкент — Самарканд с участием консорциума Cengiz Enerji, Kalyon и Kolin. ЕБРР предлагал ускорить начало работ, однако его отложили из-за высокой заложенной цены проезда.
Тогда же было решено проложить платную дорогу Ташкент — Андижан. Как стало известно в 2020 году, она пройдёт через альтернативный тоннель на Камчике. Кроме этого, планируется построить платную дорогу от Самарканда до Шахрисабза с туннелем на перевале Тахтакорача.
Фото: Gail Delaughter / Houston Public Media
Агентство по развитию ГЧП оценило проезд по платным трассам от Ташкента до Самарканда и Андижана для легковых авто в $5−6. При этом максимальная скорость составит до 150 км/ч.
В июле 2023 года Минтранс и ЕБРР обсудили разработку ТЭО платной трассы Ташкент — Самарканд. В частности, к работам привлекли турецкую фирму Proyapı Mühendislik ve Müşavirlik A.Ş.
В декабре сообщалось о разработке австрийской фирмой ILF Consulting Engineers Austria GmbH проекта платной дороги Ташкент — Самарканд. Протяженность автотрассы составит 305 км, а срок службы — 25 лет.
В мае стало известно об интересе Sojitz и Rönesans к созданию платных дорог в Узбекистане. Представители компаний ознакомились с проектами дорожного строительства на базе ГЧП.
Летом Минтранс и ЕБРР договорились ускорить проекты разработки ТЭО платной автомобильной дороги Ташкент — Самарканд.
Ранее Spot писал, что Узбекистан и Азербайджан планируют совместно производить паромы.