В середине июля Агентство по управлению государственными активами (АУГА) объявило о начале приватизации 100% доли в Национальном межбанковском процессинговом центре, управляющем платежной системой Humo.

Консультантом по сделке выступила консалтинговая компания Deloitte. Торги организуются в три этапа, первый из которых завершился 22 августа. Однако в англоязычной версии объявления в качестве крайнего срока значилось 30 августа, на что обратил внимание экономист Отабек Бакиров. Позже АУГА исправило ошибку, никак не прокомментировав ситуацию.

Казахстанская финтех-группа Kaspi выразила интерес к приобретению платежной системы. Компания планирует развивать действующую бизнес-модель Humo, дополнив ее платежными технологиями и сервисами.

По оценкам опрошенных Spot экспертов, минимальная стоимость Humo варьируется в диапазоне $60−80 млн. Для определения точной цены необходим доступ к текущим и прогнозным финансовым данным Humo.

Spot поговорил с участниками рынка финтеха об экспансии Kaspi на рынок Узбекистана, вероятности сделки по Humo, планах в случае приобретения платежной системы и готовности местного бизнеса к конкуренции с Kaspi.

Интерес Kaspi и вероятность сделки

CEO и основатель Humans Group Владимир Добрынин отмечает, что Kaspi не хватает возможностей на рынке Казахстана, поэтому выход в соседнюю страну с тесными культурными и экономическими связями абсолютно логичен.

«Выход в Узбекистан — вполне понятная реализация амбиций на международное развитие — для менеджмента Kaspi страна является приоритетом номер один среди потенциальных новых рынков. Интерес к Узбекистану со стороны столь крупного игрока также говорит о том, что экономические перспективы страны оцениваются им очень высоко», — заявил он.

Основатель и CEO Oson Фарход Махмудов полагает, что оценить шансы Kaspi на покупку Humo можно только после объявления полного списка претендентов. Однако он отмечает сильные стороны иностранной финтех-группы в развитии экосистемы в Казахстане, инновационных технологий и мощного капитала, что может усилить их переговорную позицию.

Партнер и со-основатель компании Gafurov, Kardash & Partners Ёдгор Гафуров в комментарии Spot ранее заявил, что Kaspi может столкнуться с вызовами со стороны местных компаний.

«Есть предположение, что шансы Kaspi на успешное завершение сделки не высоки. Даже если сделка состоится, местные игроки могут использовать регуляторные и административные инструменты для защиты своих интересов, что создаст серьезные вызовы для Kaspi и замедлит его рост на нашем рынке», — поделился эксперт.

Для оценки минимальной стоимости Humo Владимир Добрынин предлагает смотреть на финансовую отчетность и состояние компании, а также на ее перспективы в ближайшие три-пять лет. По оценкам эксперта, стоимость платежной системы может составить около $280−300 млн.

В свою очередь, экономист Юлий Юсупов поставил вопрос о приемлемости владения национальной платежной системой одним из клиентов этой системы и совместимости с принципами честной конкуренции. Это предстоит решить Центробанку, добавил он.

Как может измениться Humo и рынок финтеха

По мнению Фархода Махмудова, приобретение Humo принесет больше пользы самому Kaspi за счет расширения присутствия на рынке Узбекистана. Новые функции могут быть внедрены в Humo, но он не ожидает кардинальных изменений в работе платежной системы.

Владимир Добрынин согласен с тем, что не стоит ожидать принципиальных изменений в работе Humo из-за выпуска большого количества карт и интеграции всех банков. При этом он выразил надежду на улучшение технического контура Humo, что позволит ей стать более надежным и устойчивым к возможным форс-мажорам, а также на ускорение внедрения новых технологий.

Опрошенные Spot эксперты считают, что приход Kaspi усилит конкуренцию на местном рынке финтеха и приведет к улучшению качества услуг и стимулированию инновациям.

Так, Фарход Махмудов отметил, что конкуренция между такими крупными экосистемами, как Kaspi и Uzum, будет способствовать росту всего сектора финтеха.

«Однозначно это будет знаковая сделка для мирового финтех-сообщества — как и любая сделка с участием крупных публичных игроков, акции которых котируются на NASDAQ. Если компания такого уровня выходит на рынок Узбекистана, приобретает здесь активы и объявляет о планах на дальнейшие инвестиции, значит она верит в перспективы экономики и развития страны в целом», — поделился Владимир Добрынин.

CEO и основатель Humans Group добавил, что сценарии развития ситуации будут зависеть от конкретных действий Kaspi и от того, какие адаптационные стратегии выберут другие участники рынка.

Планы Kaspi и готовность бизнеса к конкуренции

По словам основателя и CEO Oson Фархода Махмудова, Kaspi может приобрести Humo и использовать платежную систему как точку входу в другие сегменты узбекистанского рынка.

«По аналогии с TBC Bank, который вошел на рынок через покупку Payme, Kaspi может расширить свои услуги, предлагая новые продукты и укрепляя свою экосистему в Узбекистане», — сказал он.

Владимир Добрынин полагает, что Kaspi может быть заинтересован в развитии кредитования населения, платежных транзакций и маркетплейса, которые приносят основную выручку финтех-группы в Казахстане.

Тем не менее, эксперт призывает учитывать, что Humo только осуществляет процессинг финансовых операций, а не строит прямую коммуникацию с клиентом. Отсутствие доступа к клиенту теоретически будет ограничивать развитие Kaspi на местном рынке, предупреждает он.

На вопрос о готовности к конкуренции с Kaspi в Oson рассказали о планах по расширению сотрудничество в B2B-сегменте, включая прием платежей между Казахстаном и Узбекистаном. Платежный сервис получил лицензию и в ближайшее время запуститься в Казахстане. В платежной компании рассчитывают развивать партнерство с Kaspi — особенно в области B2B.

Владимир Добрынин отметил высокую конкуренцию во всех сферах, где присутствует Humans — сотовая связь, финтех, электронная коммерция. В планах компании — выход на рынок кредитования. Он подчеркивает, что все эти рынки не монополизированы и открыты для новых игроков.

«В целом с появлением нового крупного игрока в стратегии Humans ничего не изменится — мы всегда строили бизнес исходя из максимально открытой и либеральной среды на рынке. Однако конкурентная борьба будет обостряться, и повышать рыночную долю станет сложнее», — рассказал CEO и основатель Humans Group.