Еще в 2021 году Узбекистан поставил перед собой цель — либерализовать энергетический сектор.

Либерализация подразумевает ослабление или полное снятие государственного контроля и открытие рынка для частных компаний, что должно повысить конкуренцию и улучшить качество услуг.

К настоящему времени этот процесс находится лишь на начальной стадии.

В 2022 году планировалась масштабная реформа тарифов на электроэнергию с введением новой тарифной сетки, которая должна была заменить действующую с 2019 года. Но реформу отменили, ссылаясь на необходимость более детального анализа перехода на рыночные механизмы и обеспечение стабильных поставок энергии.

Значительная часть задач по либерализации была реализована в 2023—2024 годах. Были повышены тарифы для юридических лиц и населения, создан новый регулятор в сфере энергетики и внедрена новая система учета и оплаты электроэнергии.

Однако другие планируемые шаги по либерализации рынка, помимо повышения тарифов и создания регулятора, так и не были реализованы.

В новой хронике Spot вспоминает, как все это начиналось, какие произошли изменения и что будет дальше.

15 июня 2021 года

Министерство энергетики объявило о начале четырехлетнего процесса создания «оптового конкурентного рынка электроэнергии». Процесс планировалось реализовать в три этапа:

  1. либерализация рынка;
  2. создание оператора системы распределения;
  3. внедрение почасовых продаж избыточных и дефицитных объемов.

Главная цель реформы — улучшить качество услуг и снизить цены за счет конкуренции между частными поставщиками.

Потребители смогли бы сами выбирать, у кого покупать электроэнергию через специальную онлайн-платформу.

29 января 2022 года

Шавкат Мирзиёев утвердил новую стратегию развития Узбекистана на 2022−2026 годы. Среди ключевых целей: повышение энергоэффективности экономики на 20%.

7 февраля 2022 года

Министерство энергетики анонсировало план по либерализации рынков электроэнергии и природного газа в рамках утвержденной стратегии республики.

План предусматривал:

  • разделение функций «Национальных электросетей»;
  • привлечение частных операторов к управлению региональными электросетями;
  • привлечение частных инвесторов в малые и средние проекты через «Узбекгидроэнерго».

"Национальные электросети" должны были перестать быть «единым закупщиком» и стать «оператором магистральных сетей», отвечая за транспортировку и развитие электросетей.

Также планировалось создание независимого регулятора, новой редакции законов и утверждение нормативных документов для регулирования распределительных сетей и участников рынка.

Крайним сроком для исполнения плана были объявлены апрель и октябрь 2022 года.

18 мая 2022 года

Министерства финансов, энергетики и экономического развития заявили о необходимости реформировать энергетический сектор. Среди проблем были выделены:

  • низкий КПД большинства ТЭС;
  • нерыночные тарифы;
  • износ инфраструктуры.

Все это привело к финансовым убыткам отрасли. Невыполненный спрос составил 2−3 млрд кВт/ч. Все три ведомства заявили, что вскоре будет представлен новый законопроект, регулирующий выявленные проблемы в энергетике.

31 мая 2022 года

Министерство финансов и Министерство экономического развития опубликовали законопроект о двухэтапном повышении тарифов на электроэнергию.

Согласно проекту документа планируется ввести социальную норму потребления энергии: до 250 кВт/ч по льготному тарифу, сверх нормы — по рыночной цене. За каждый киловатт-час, использованный сверх нормы, установлена цена в 650 сумов.

Законопроект предусматривал изменение тарифов как для бизнеса, так и для населения.

23 июня 2022 года

Президент предложил создать новую систему управления энергорынком с участием частного бизнеса и разделить функции по закупке и транспортировке электроэнергии.

Покупкой энергии у электростанций и ее продажей региональным сетям и крупным предприятиям должна заняться новая компания.

С 2023 года в 14 районах и городах планировалось создать частные компании, которые смогут продавать электроэнергию юридическим лицам. Также обсуждалось разделение функций «Национальных электросетей».

1 июля 2022 года

Кабмин утвердил новые тарифы на энергию для юридических лиц, с планом их повышения в два этапа: с 15 июля 2022 года и с 1 апреля 2023 года.

Однако повышение тарифов для бытовых потребителей и введение социальных норм было исключено из документа.

Согласно сообщению, нормы были удалены из-за недовольства граждан, которые выступили за повышение социальных норм потребления электроэнергии.

Либерализация энергетического рынка должна продолжиться, и с 2026 года тарифы будут формироваться на рыночной основе, как и предусматривалось в изначальном проекте постановления.

14 июля 2022 года

Кабмин отложил повышение тарифов на энергию для бизнеса, которое должно было вступить в силу 15 июля. Решение было принято для проведения более тщательного анализа перехода энергорынка на рыночные механизмы и обеспечения стабильных поставок энергии.

20 декабря 2022 года

В ежегодном обращении к парламенту президент подчеркнул необходимость привлечения частных инвестиций для модернизации энергетического сектора. Был запланирован переход к свободному рынку, где крупные потребители будут платить по рыночной цене, а нуждающиеся — получать адресную поддержку.

хроники, электроэнергия

Президент акцентировал внимание на несправедливости одинаковых тарифов для граждан с разным уровнем дохода и отметил, что это должно быть исправлено.

Так, потребители с высоким доходом, у которых «дома три сауны и 20 телевизоров» должны будут платить за электроэнергию по рыночной цене.

29 марта 2023 года

Замглавы Минэконфина Дильшод Султанов заявил, что в 2023 году повышение тарифов для населения не планируется, хотя экономически это целесообразно. Он также отметил, что предыдущий раз цены на энергоносители поднимали еще в 2019 году.

22 мая 2023 года

Минэнерго объявило о разработке новой программы развития энергетики, включающей либерализацию цен и введение социальных норм потребления.

Ключевым проектом стало привлечение зарубежных компаний для передачи электроэнергии в регионы, чтобы внедрить новые подходы к производству и транспортировке энергии. Также планировалось создать специальный регулятор для контроля тарифов и отношений между поставщиками и потребителями, используя международный опыт.

Действующий на тот момент замминистра энергетики отметил, что разделение тарифов поможет снизить энергозатраты, так как на тот момент для всех предприятий действовал единый тариф.

хроники, электроэнергия

9 августа 2023 года

«Национальные электросети» подтвердило понесенные убытки за 2022 год в размере 4,34 трлн сумов, став самым убыточным государственным предприятием. Основной причиной были названы заниженные тарифы на энергию.

В 2022 году компания теряла 39,3 сумов с каждого кВт/ч, а в первом квартале 2023 года убытки составили 20,8 сумов с кВт/ч. «НЭС» также ожидало завершить 2023 год с дальнейшими потерями.

9 сентября 2023 года

Минэнерго опубликовало новый проект постановления о пересмотре энергетических тарифов.

Новые расценки должны были вступить в силу с 1 октября.

Изменения затронули только юридические лица. Тарифы для бытовых пользователей должны остаться без изменений.

11 сентября 2023 года

Министр энергетики Журабек Мирзамахмудов прокомментировал ожидающееся повышение тарифов на электричество. Он подтвердил намерение правительства поднять расценки только для бизнеса.

хроники, электроэнергия

Повышение цен при сохраняющихся перебоях в электросетях вызовет недовольство населения, подчеркнул глава Минэнерго.

Новые тарифные ставки для населения было запланировано внести на рассмотрение в правительство к 1 мая 2024 года.

12 сентября 2023 года

Шавкат Мирзиёев утвердил новую стратегию «Узбекистан — 2030». В стратегию попали планы по созданию независимого регулятора и разделение «Национальных электросетей» на отдельные юридические лица, отвечающие за закупку, передачу и сбыт электроэнергии.

Энергетический сектор попал под демонополизацию, с привлечением бизнеса через ГЧП. В ведении государства останется только магистральная энергетическая инфраструктура.

15 сентября 2023 года

Кабинет министров подписал постановление о повышении тарифов на потребление энергетических ресурсов для юридических лиц.

Обсуждение предлагаемых изменений на СОВАЗ прекратили на неделю раньше, чем планировалось. Новые тарифные ставки должны вступить в силу с 1 октября 2023 года.

Категория потребителей электроэнергии
Цена (1 кВт⋅ч), сум
текущая
с 1 октября
I и II группы (юрлица)
АГМК, НГМК, «Узметкомбинат», бюджетные организации, а также насосные станции в части, оплачиваемой из бюджета
450
1000
другие юридические лица
900
III группа (бытовые потребители)
жители домов и общежитий, централизованно оборудованных электроплитами
147,50
прочие
295
IV группа (юрлица, использующие электроэнергию для отопления и нагрева воды)
450
900

Тарифы для населения пока остались на прежнем уровне.

28 сентября 2023 года

Президент подписал указ о новом этапе реформ в энергетическом секторе.

Согласно документу, должна быть создана компания «Узэнергосотиш», которая будет централизованно заниматься куплей-продажей электроэнергии. «Национальные электросети» сохранят функции оператора магистральных сетей.

До 1 февраля 2024 года должны были разработать новые правила формирования тарифов, а до 1 мая утвердить тарифы на покупку и продажу энергии, ее передачу и распределение средств.

До 1 января 2025 года контракты на импорт, экспорт и закупку электроэнергии будут переоформлены на «Узэнергосотиш», что также касается соглашений с частными электростанциями.

16 апреля 2024 года

Кабмин утвердил повышение тарифов на электроэнергию для населения и ввел социальную норму потребления — до 200 кВт/ч в месяц. Для бытовых потребителей в многоквартирных домах с электроплитами тариф составит 225 сумов за 1 кВт/ч, для остальных — 450 сумов.

Повышенные ставки вступили в силу с 1 мая 2024 года. С 1 апреля 2025 года планируется снова повысить тарифы.

17 апреля 2024 года

В Минэкономфине объяснили подорожание энерготарифов тем, что за пять лет с последнего увеличения расценок для граждан инфляция составила 66%.

хроники, электроэнергия

30 апреля 2024 года

Кабмин утвердил создание нового регулятора — Агентства по развитию и регулированию энергетического рынка.

Новый регулятор должен:

  • контролировать рынок;
  • передать оптовую закупку и сбыт электроэнергии частному сектору в отдельных регионах;
  • создать конкурентный рынок;
  • развивать платформы для торговли электроэнергией.

С 2026 года агентство должно начать установку тарифов и платежей за электроснабжение.

31 мая 2024 года

На фоне повышения тарифов на энергоресурсы инфляция выросла на 2,8%.

9 июля 2024 года

«В ближайшей перспективе для повышения применяемой к потребителям месячной базовой нормы […] оснований не имеется», — заявили в Минэнерго и добавили, что для нуждающихся семей предусмотрена компенсация расходов при превышении нормы.

Согласно официальным данным, в июне 71% абонентов уложился в базовую норму. Они фактически получили от государства 447 млрд сумов субсидий за месяц, отметили в Минэнерго.

Также Минэнерго назвало новую цифру себестоимости электроэнергии — 895 сумов (с учетом НДС 1002 сума). Сюда входят расходы на генерацию (741,93 сумов), транспортировку (57,8 сумов), распределение и сбыт (202,4 сума).

7 августа 2024 года

Шавкат Мирзиёев подписал закон «Об электроэнергетике» в новой редакции. Роль регулятора отводится Агентству по развитию и регулированию энергетического рынка при Кабмине.

Законом определяется порядок производства электроэнергии, ее передачи, распределения, хранения, купли-продажи, импорта и экспорта.

Также «Региональные электросети» запустили новую биллинговую систему. В личном кабинете граждане могут отслеживать историю платежей и дневное энергопотребление.

15 августа 2024 года

Вышло мобильное приложение HET Billing для оплаты электроэнергии. Через него абоненты могут получить доступ к личному кабинету биллинговой системы.

Многие пользователи столкнулись с ошибками и проблемами при попытке авторизоваться в приложении и самой системе.

17 августа 2024 года

В РЭС прокомментировали «необоснованные долги» и отключения электричества. В компании заявили, что данная ситуация возникла у некоторых пользователей после запуска новой биллинговой системы.

«При переносе архивных данных потребителей из старой системы в новую в личном кабинете некоторых потребителей возникают неточности. В то же время в регионах, где выявлены подобные неточности, ведется работа по прояснению проблемы с выделением дополнительных специалистов», — говорится в сообщении РЭС.

19 августа 2024 года

По данным Минэнерго в июле число потребителей, подпадающих под социальную норму (до 200 кВт/ч в месяц), сократилось с 71 до 69% — с 5,5 до 5,4 млн человек.

Для снижения негативного влияния от повышения тарифов на электроэнергию ведомство запланировало бесплатно установить солнечные панели более чем у 20 тыс. нуждающихся в социальной защите домохозяйств за счет грантов международных финансовых институтов.

20 августа 2024 года

В ходе диалога с предпринимателями, Шавкат Мирзиёев отметил активное вовлечение частного сектора в электроэнергетический сектор.

Также было анонсировано, что управление сетевой инфраструктурой поэтапно возложат на частные компании.

В октябре 2024 года должен стартовать тендер по передаче частному оператору электросетей Самаркандской области, а в 2025 году — в Джизакской и Сырдарьинской областях.

Также глава государства остановился на теме энергоснабжения бизнеса. Он отметил недовольство политикой двукратного увеличения тарифов на электроэнергию и газ, если предприятие превысит установленные лимиты на их потребление.

Подобные ограничения, влияющие на развитие промышленности, было запланировано смягчить. Базовый тариф должен сохраниться, если месячный потолок превышен менее чем на 20%, а цена использованных после этой отметки ресурсов повысится на 20%.

Также должны быть предоставлены дополнительные льготы предприятиям с высоким или средним рейтингом устойчивости.

30 августа 2024 года

Президент подписал постановление по развитию государственно-частного партнерства до 2030 года. Согласно документу коммунальные сети должны быть переданы в управление частным операторам.

До 1 июля 2027 года поставлена задача подписать соглашения о передаче частным операторам электросетей. Ожидается, что это позволит сократить потери энергии минимум вдвое.

В число приоритетных проектов ГЧП также вошли модернизация и передача в управление электросетей и газопроводов в Самаркандской области. Заключить соглашения с победителями тендеров запланировано к концу 2025 года и концу 2026 года соответственно.

Что будет дальше?

С 1 апреля 2025 года планируется снова повысить тарифы для физлиц.

Для бытовых потребителей, проживающих в многоквартирных домах и общежитиях, централизованно оборудованных электроплитами для приготовления пищи (III группа) с 2025 года устанавливаются новые тарифы:

  • до 200 кВт⋅ч в месяц — 300 сумов за 1 кВт⋅ч;
  • от 201 кВт⋅ч до 1000 кВт⋅ч в месяц — 500 сумов;
  • от 1001 кВт⋅ч до 5000 кВт⋅ч в месяц — 750 сумов;
  • от 5 001 кВт⋅ч до 10 000 кВт⋅ч в месяц — 875 сумов;
  • 10 000 кВт⋅ч в месяц и выше — 1000 сумов.

Для остальных потребителей цены на энергоресурсы также увеличиваются:

  • до 200 кВт⋅ч в месяц — 600 сумов за 1 кВт⋅ч;
  • от 201 до 1000 кВт⋅ч в месяц — 1000 сумов;
  • от 1001 до 5000 кВт⋅ч в месяц — 1500 сумов;
  • от 5 001 до 10 000 кВт⋅ч в месяц — 1750 сумов;
  • 10 000 кВт⋅ч в месяц и выше — 2000 сумов.

Цена на электроэнергию для крупных промышленных предприятий и бюджетных организаций (I группа) останется без изменений — 1000 сумов за 1 кВт/ч. Для различных юридических лиц (II и IV группа) тариф незначительно увеличится — с 900 до 1000 сумов за один кВт/ч.

В то время как для бизнеса ожидаются послабления.

С 2026 года все тарифные ставки и платежи будут устанавливаться Агентством по развитию и регулированию энергетического рынка.

Крайний срок по передаче электросетей в частные руки обозначен до 1 июля 2027 года. Однако, данная задача включает только подписание соглашений с операторами.