Опыт Айнуры Худайбердиевой, владелицы магазина Burchak, на Uzum Market может стать полезным ориентиром для тех, кто хочет начать собственное дело на маркетплейсе.
Я зарегистрировала магазин Burchak на национальном маркетплейсе 22 сентября 2023 года — примерно тогда я и начала свое дело, оставив работу в найме. Начальный капитал для запуска бизнеса на Uzum Market был около 100 миллионов сумов, и я считаю, что это приемлемая сумма для старта, хотя она может меняться в зависимости от масштабов.
Основное направление бизнеса — посуда и товары для дома. Мы выбрали эту категорию по нескольким причинам — во-первых, это растущая категория: товары для дома всегда пользуются спросом и находятся в топе продаж на платформе. Люди регулярно приобретают хозяйственные товары и посуду — можно посмотреть на растущее число новостроек. Покупатели переезжают в новые квартиры и стремятся обустроить их с нуля, что стимулирует спрос на данную категорию. Во-вторых, несмотря на её потенциал, категория остаётся относительно низкоконкурентной. Многие игроки опасаются работать с посудой из-за сложности доставки хрупких товаров, но я вижу в этом возможность занять свою долю рынка и удовлетворить потребности покупателей.
Популярность позиций меняется в зависимости от сезона и того, на что мы делаем акцент в рекламе. Я регулярно участвую в акциях маркетплейса, так как они заметно влияют на продажи. В условиях конкурентного рынка сложно продвинуться без участия в промоакциях. Важно подходить к продвижению комплексно: улучшать качество карточек товара, предложения и цены, а затем использовать «Буст в топ» для усиления результата. К тому же, не стоит забывать и о преимуществах, которые предоставляет маркетплейс, например, возможность покупок в рассрочку на 3, 6 или 12 месяцев.
Наш оборот на маркетплейсе с ноября по август составил около полумиллиарда. Декабрь стал самым прибыльным месяцем, и сейчас мы стараемся догнать эти показатели. Трудно оценить процент роста, так как он во многом зависит от дополнительных вложений в проект. Однако, в сравнении с первоначальным капиталом мы достигли роста около 400 процентов.
Приложением Uzum Sellers я пользуюсь ежедневно. Оно удобное, хотя есть некоторые функции, которые хотелось бы улучшить, например, корректировку накладных или резервирование таймслотов.
Я сотрудничаю с поставщиками из Китая. Вначале мы пробовали наладить работу с Турцией, но этот опыт оказался неудачным, и сейчас 100 процентов наших партнеров находятся в Китае.
Основные ошибки начинающих продавцов связаны с несколькими пунктами.
Отсутствие аналитики. Под отсутствием аналитики я подразумеваю недостаточное понимание продавцами того, как развивается выбранная ими категория товаров. Многие новички не используют доступные аналитические инструменты для оценки роста и динамики категории. Не анализируют, какие товары стабильно пользуются спросом, а какие лишь сезонно популярны. Часто продавцы ориентируются на свои личные предпочтения или тренды, не оценивая их долгосрочный потенциал, что приводит к ошибочным закупкам и неудачным продажам. Отсутствие расчетов, например, сколько товара нужно закупить и каковы ожидания по продажам на будущее, также относится к этой проблеме;
Полагаться исключительно на платформу без дополнительных инструментов для привлечения трафика. Тут я бы порекомендовала использовать инструменты, которые наилучшим образом подходят для конкретной категории товара. Например, для определенных категорий работает маркетинг в социальных сетях, как в моем случае с Instagram. Сейчас у нас почти 23 тысячи подписчиков, и мы делаем обзоры товаров, продающие видео, что помогает первым продажам и получению отзывов, а затем карточка товара начинает органично подниматься на платформе. Это снижает расходы на продвижение. Для других товаров, например, автошины, Instagram может не подойти, и лучше использовать нишевые Telegram-каналы или сотрудничать с блогерами. Важно подобрать правильный канал для привлечения трафика и учитывать специфику каждой категории.
Моя стратегия на маркетплейсе проста — зарабатывать, поддерживая хорошую маржу. Это может показаться банальным, но многие продавцы снижают маржу для конкуренции, в то время как я стараюсь сохранять ее на высоком уровне.
Например, я продавала кружки по 125 тысяч сумов за штуку, в то время как конкуренты предлагали 6 кружек за такую же цену. Несмотря на это, продажи выросли с 10 до 300 штук в месяц, и я уверена, что этот показатель будет расти. Причина роста в том, что я выбрала стратегию продажи высокомаржинальных и уникальных товаров, которые закрывают не только практические, но и эстетические потребности покупателей — делают дом уютнее.
В эпоху диджитализации люди, будь то блогеры или просто домохозяйки, любят делиться контентом — красиво готовить, фотографировать, выкладывать в соцсети. Эстетика становится важной частью быта, и многие ищут посуду, которая не только выполняет свои функции, но и выглядит красиво. Моя стратегия была направлена на закрытие этой ниши — предложить товар, который удовлетворяет как практические, так и эстетические потребности, и люди охотно соглашаются платить за это больше. К тому же, благодаря постоянным поставщикам, я смогла установить конкурентные цены и заработать доверие клиентов. Это подтверждают сотни положительных отзывов и уже наработанная база клиентов.
Начинать свой бизнес на Uzum Market не поздно — покупатели ценят маркетплейсы за широту ассортимента и в них всегда есть потенциал для роста.
На правах рекламы.