С 1 июля товарно-транспортная накладная должна оформляться исключительно в электронной форме. В статье представлена пошаговая инструкция по оформлению ЭТТН, которая даст возможность с легкостью освоить нововведение.

С какого момента нужно использовать электронные накладные

Электронная товарно-транспортная накладная введена в обращение в соответствии с Постановлением Кабмина №673 от 21 декабря 2023 года. Согласно документу, всех крупных налогоплательщиков обязали перейти на оформление ЭТТН с первого апреля 2024 года, а для всех остальных организаций это стало обязательным с первого июля этого же года.

Порядок оформления ЭТТН

Постановлением Кабмина №673 утверждено положение, регламентирующее порядок оформления ЭТТН, согласно такой схеме:

  • отправитель груза формирует ТТН в системе ЭДО, и подтверждает его своей ЭЦП;
  • оператор ЭДО проверяет корректность составления документа, и присваивает ему уникальный ID и QR-код;
  • лицо, отвечающее за доставку груза, также проверяет документ, подтверждает прием груза, и с помощью ЭЦП подтверждает передачу груза получателю;
  • получатель груза проверяет электронную ТТН, и подтверждает получение ЭЦП. Либо отклоняет, но указывая причины.

Сотруднику, отвечающему за доставку тоже потребуется отдельная ЭЦП.

Оформление ЭТТН в Soliq-Servis — пошаговая инструкция

Оформление товарно-транспортной накладной в электронной форме доступно на сервисе soliq-servis, посредством платформы. Чтобы система распознала ЭЦП, в опциях E-imzo нужно выбрать «Режим разработчика».

Шаг 1. На главной странице нажимаем Создать и выбираем ТТН.

bss, реклама

Шаг 2. Указываем номер и дату оформления ТТН. Также необходимо вписать дату, номер договора и путевого листа.

ЭТТН и ЭСФ оформляются параллельно — их даты должны быть идентичными.

bss, реклама

Не стоит забывать выбрать «Тип перевозки» — от продавца до покупателя, или от склада до склада.

Шаг 3. Необходимо выбрать тип транспорта, указав госномер и модель — если есть прицеп, или полуприцеп, также нужно указать их данные.

bss, реклама

Шаг 4. Необходимо заполнить ИНН заказчика и грузоотправителя.

bss, реклама

Шаг 5. Заполнить поля адресов загрузочных станций и пунктов разгрузки.

bss, реклама

Шаг 6. Добавить особые отметки и данные водителя.

bss, реклама

Шаг 7. Заполнить сведения о товарах в табличной части, указав:

  • порядковые №, названия;
  • названия по ИКПУ, единицы измерения;
  • количество, цены, вес, и прочее.

bss, реклама

Шаг 8. Необходимо проверить введенные сведения, и подписать с помощью ЭЦП — контрагент, в свою очередь увидит документ в системе ЭДО.

Кнопка «Сохранить» даст возможность сохранить документ в качестве шаблона — актуально при постоянных взаимоотношениях с контрагентами.

Нужно учесть несколько нюансов:

  • нельзя оформлять одну ЭТТН, доставляя груз на двух и более автомобилях — на каждый транспорт оформляется отдельный документ;
  • даже если условиями договора предусмотрен самовывоз, ЭТТН нужно оформлять. Разница заключается в том, что получателем и перевозчиком является одно и тоже лицо. Если доставку осуществляет грузоотправитель, он же указывается как перевозчиком;
  • ошибки в ЭТТН можно исправить до того момента, когда ее подпишет получатель.

Необходимо тщательно проверять документ перед подписанием и отправкой — перевозка грузов по неверно заполненной товарно-транспортной накладной, согласно ч. 2 и 6, ст. 223 Налогового кодекса, приравнивается к занижению или сокрытию налоговой базы и влечет штраф в размере 20 процентов от суммы недоимки. Также, это грозит должностному лицу штрафным взысканием в размере 10 базовых расчетных величин (БРВ).

Когда допускается использование бумажных ТТН

Бумажный вариант ТТН можно использовать только в двух случаях:

  • если произошел технический сбой — отключение электричества, сбой в работе интернета, либо ЭДО;

Технический сбой должен быть подтвержден оператором ЭДО. После устранения проблемы, по условиям прил. 3 к ПКМ №249, необходимо в пятидневный срок оформить ЭТТН датой, указанной в бумажном варианте.

  • когда грузоперевозка имеет отношение к гостайне.

Как оформить ЭТТН в didox

Шаг 1. Необходимо войти в систему и нажать на желтую иконку «Создать». Необходимо выбрать тип документа: ТТН (новый).

bss, реклама

Шаг 2. Из списка нужно выбрать тип ЭТТН в зависимости от ситуации:

  • «Стандартный» — для оформления новой ЭТТН;
  • «Дополнительный» — если в поставке произошли изменения или требуются дополнения;
  • «Исправленный» — для исправления ошибок в уже выставленной ЭТТН.

bss, реклама

Шаг 3. Необходимо выбрать «Тип перевозки» — например, от склада до покупателя, или от склада до склада.

  • в первом случае указываются ИНН обеих сторон;
  • во втором — система самостоятельно впишет ваш ИНН в строки грузоотправителя, клиента и получателя.

bss, реклама

Шаг 4. Необходимо указать номер и дату оформления ТТН и контракта, на основании которого отправляется груз.

ЭТТН и ЭСФ оформляются параллельно — их даты должны быть идентичными.

Шаг 5. Необходимо заполнить ИНН экспедитора, клиента, перевозчика, заказчика.

  • первый — оказывает услуги транспортировки;
  • второй — оплачивает данные услуги;
  • третий — доставляет груз;
  • четвертый — тот, кто обратился за транспортировочными услугами.

bss, реклама

Шаг 6. Нужно выбрать тип транспорта, указав госномер и модель — если есть прицеп, или полуприцеп, также указать их данные;

Шаг 7. В пункте «Ответственное лицо доставляющее груз» нужно указать ПИНФЛ того, кто будет принимать, отслеживать, и выдавать груз.

Как правило, указывается ПИНФЛ водителя. Если он также является ответственным за перевозку груза, отметьте одноименный пункт, и система заполнит данные сама.

bss, реклама

Шаг 8. Нужно заполнить поля адресов погрузки и доставки, указать ответственных лиц отправителя и получателя. Также заполнить данные доверенности.

bss, реклама

Шаг 9. Необходимо указать расстояние от места погрузки до места получения и стоимость транспортировки — указание стоимости 1 км позволит системе сделать расчет самостоятельно.

bss, реклама

Шаг 10. Необходимо заполнить сведения о товарах в табличной части, указав:

  • порядковые номера, названия;
  • названия по ИКПУ, единицы измерения;
  • количество, цены, вес, и прочее.

Шаг 11. Необходимо проверить введенные сведения, и подписать с помощью ЭЦП — контрагент, в свою очередь увидит документ в системе ЭДО.

Кнопка «Сохранить» даст возможность сохранить документ в качестве шаблона — актуально при постоянных взаимоотношениях с контрагентами.

Больше практических инструкций, решений и образцов документов можно найти на бухгалтерском портале BSS.UZ.

На правах рекламы.