Центральный банк вводит временный порядок для предотвращения подозрительных операций при выделении онлайн-кредитов. Об этом сообщила пресс-служба регулятора.
Временный порядок будет действовать в течение пяти месяцев — с 1 ноября 2024 по 1 апреля 2025 года. Теперь оформление кредитов в мобильных приложениях будет проводиться только после проверок.
При подаче заявки на получение кредита граждане должны будут пройти биометрическую идентификацию. Это позволит удостовериться, что заявка подана лично гражданином, и подтвердить его личность.
Кредитные организации будут проводить двухэтапное изучение (скоринг) кредитной истории заявителя. Если при скоринге будет выявлена отрицательная кредитная история или повышенная долговая нагрузка, банк может принять решение об отказе в выделении нового кредита или выдаче меньшей суммы.
Также отказ может последовать при резком росте долговой нагрузки из-за нескольких кредитов, выданных за короткий период. Ожидается, что это предотвратит выделение займов жертвам мошенников.
Кроме того, вводятся ограничения при первой выдаче онлайн-кредита для лиц, зарегистрировавших новый аккаунт через приложение или вошедших в существующий аккаунт с другого устройства («период охлаждения»). В течение 48 часов они не смогут использовать заемные деньги для:
- p2p-операций;
- переводов на счета физлиц и электронные кошельки;
- пополнений телефонных балансов;
- денежных переводов за рубеж;
- онлайн-обмена валюты.
Для снятия ограничений клиент должен позвонить на номер телефона, указанный в SMS от кредитной организации, и подтвердить отсутствие мошеннического влияния. Сотрудник организации повторно свяжется с клиентом, чтобы подтвердить правильность информации и получить дополнительное подтверждение.
Ограничения не затрагивают оплату товаров и услуг, а также обналичивание кредитных средств для использования по своему усмотрению. Эти операции могут проводиться без ограничений.
Если переведенные на карту средства не были израсходованы, а кредитная организация в течение 48 часов обнаружила влияние мошенников при подаче заявки (либо клиент не прошел дополнительное подтверждение), кредитный договор может быть расторгнут. В этом случае деньги будут возвращены на счет кредитной организации.
По данным ЦБ, с начала года было зарегистрировано 463 случая мошеннического оформления онлайн-кредитов на имя граждан. Суммарный ущерб составил около 15 млрд сумов.
Ранее Spot писал, что ЦБ получает новые полномочия для обеспечения кибербезопасности в финансовом секторе.