Мир стремительно движется к «зеленому» будущему, поэтому растет спрос на критически важные полезные ископаемые (элементы и соединения, имеющие высокую экономическую значимость и риск перебоев в поставках — прим. Spot). Это связано с увеличением производства аккумуляторов для электромобилей и солнечных батарей во многих странах мира.

Эксперты считают, что к 2040 году потребность в этих минералах может вырасти в 4 раза. Они будут нужны не только для экологически чистых энергетических технологий, но и для производства полупроводников, интегральных схем и другой высокотехнологичной продукции. Для некоторых стран редкоземельные металлы будут иметь решающее значение для экономического процветания.

Сегодня добыча критических минералов в основном сосредоточена в Китае, странах Африки и Латинской Америки. В частности, Китай контролирует около 60% производства редкоземельных элементов и более 85% перерабатывающих мощностей. Однако в декабре 2023 года Пекин ввел ряд защитных мер, включая ограничения на экспорт некоторых минералов и технологий их добычи и обработки. Другие государства ищут новые источники, в первую очередь среди развивающихся стран, чтобы диверсифицировать поставки и снизить зависимость от Китая и России.

Центральная Азия становится важным регионом благодаря своим запасам редкоземельных металлов и других важных минералов: здесь сосредоточены 39% мировых запасов марганцевой руды, 30% хрома, 20% свинца, 13% цинка и почти 9% титана. Всплеск мирового спроса на критические минералы Центральной Азии сегодня сравнивают с «новой нефтью», что обусловлено постоянно развивающейся энергетической отраслью. В частности, большое внимание привлекает Узбекистан, богатый 32 видами критических минералов.

Интерес к ресурсам страны возник недавно, и многие месторождения все еще не исследованы. При этом Европейский Союз отметил, что Узбекистан обладает вторыми по величине в Центральной Азии запасами таких стратегически важных ресурсов, как медь, молибден и золото. Сейчас в стране основной упор делается на добычу драгоценных и цветных металлов, но поскольку геологическое изучение проведено лишь на 40% территории, потенциал для открытия новых месторождений может быть значительно выше.

В апреле 2024 году президент Шавкат Мирзиёев поручил разработать проекты на $500 млн по редкоземельным металлам. Ключевую роль в этом процессе будут играть международное сотрудничество, инвестиции в научные разработки и внедрение устойчивых методов добычи и переработки.

Узбекистан заключил с ЕС меморандум о взаимопонимании в области критически важного сырья, что откроет республике доступ к новым рынкам. Документ предусматривает партнерство в разработке, финансировании и создании инфраструктуры поставок. В сентябре меморандум по критическим минералам был подписан с США.

Кроме того, критические минералы стали одной из «якорных» направлений сотрудничества Южной Корее и Узбекистана, обозначенных на переговорах двух президентов в июне этого года. В частности, стороны планируют наладить глубокую переработку ресурсной базы с созданием полной цепочки добавленной стоимости.

Также Узбекистан заключил совместную декларацию о сотрудничестве в сфере критических минералов с Германией. В частности, два немецкий банка — KfW IPEX Bank и AKA Bank выделят АГМК €146 млн на строительство медиплавильного комплекса.

С другой стороны, не стоит упускать из виду возможные действия Китая, который располагает большими финансовыми ресурсами для инвестиций в проекты по добыче полезных ископаемых и развитию инфраструктуры, в том числе в Узбекистане. КНР уже на протяжении десятилетий активно укрепляет долгосрочные связи со странами Центральной Азии через дипломатические и экономические партнерства, создавая условия для работы своих предприятий.

Расширение международного партнерства может открыть для Узбекистана ряд возможностей:

  • Развитие и диверсификация экономики за пределами традиционных секторов (сельское хозяйство и энергетика);

  • Стимулирование создания новых рабочих мест;

  • Развитие инфраструктуры и передача технологий;

  • Повышение стратегической значимости на мировой арене.

Однако, где есть возможности, там есть и риски, среди которых:

  • Зависимость от внешних игроков в вопросах экономической стабильности;

  • Воздействие на окружающую среду, включая загрязнение воды, почвы и разрушение среды обитания (без жесткого экологического регулирования и надзора);

  • Геополитическое соперничество за критические минералы, которые используются не только в целях энергоперехода;

  • Изменение цен на рынках из-за появления новых игроков, что может привести к потери части потенциальной прибыли.

Резюмируя, отметим, что Узбекистану важно не останавливаться только на добыче критических минералов и становиться сырьевым ресурсом для развитых стран. Необходимо налаживать выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.