Первый замдиректора Национального агентства перспективных проектов Вячеслав Пак заявил о необходимости реформировать регулирование электронной коммерции в Узбекистане. Об этом 16 октября он рассказал на форуме Retail Week Central Asia, передает корреспондент Spot.

По словам чиновника, с момента получения полномочий по регулированию электронной коммерции, НАПП сосредоточилось на двух задачах:

  1. инвентаризация законодательства: проведен детальный анализ существующих нормативно-правовых актов, регулирующих сферу e-commerce;
  2. изучение работы коммерческих субъектов: исследованы бизнес-модели, системы расчетов и налогообложения компаний, функционирующих в сфере электронной коммерции.

По итогам этой работы были выявлены проблемы, препятствующие развитию местного рынка.

Одностороннее развитие рынка

Вячеслав Пак отметил, что несмотря на появление крупных международных игроков, таких как Wildberries и Ozon, ситуация складывается как «игра в одни ворота». Иностранным компаниям легче входить на рынок Узбекистана, тогда как местным предпринимателям сложнее экспортировать свои товары через зарубежные маркетплейсы.

вячеслав пак, напп, электронная коммерция

Фото: Central Asia Retail Week

НАПП предпринимает следующие меры:

  • поощрение открытия дочерних компаний в Узбекистане и налаживание прозрачных механизмов расчетов через национальную банковскую систему;
  • стимулирование использования местных логистических компаний для доставки товаров;
  • использование маркетплейсов для продвижения отечественных товаров на международные рынки.

Необходимость обновления законодательной базы

Чиновник отмечает, что в действующем законодательстве отсутствуют четкие определения и требования к участникам электронной коммерции.

На сегодняшний день законодательство не предусматривает определения, что такое маркетплейс, и какие требования предъявляются к курьерским службам.

НАПП подготовило проект указа, направленный на формулирование основных понятий и терминов в сфере электронной коммерции. В планах также пересмотреть закон и правила об электронной коммерции, несмотря на принятие новой редакции в 2022 году.

Защита прав потребителей как приоритет

С ростом цифровых сервисов и изменением культуры потребления возникает острая необходимость в защите прав потребителей.

вячеслав пак, напп, электронная коммерция

Предлагается сместить фокус ответственности и включить маркетплейсы в цепочку ответственности, требуя от них проверки сертификатов и сроков годности товаров.

Также чиновник отметил необходимость обеспечить оперативную реакцию на жалобы клиентов и исключить практику перекладывания ответственности между участниками процесса цифровой торговли.

Вячеслав Пак подчеркнул, что электронная коммерция в Узбекистане по разным оценкам сейчас составляет около 4% от общего объема торговли. С учетом текущих темпов развития и потенциала рынка, чиновник ожидает рост этого показателя до 10−15% в ближайшие 5 лет.

Ранее Spot писал, что проект о валютных ценных бумагах опубликуют для обсуждения в ближайшее время.