Первый замдиректора Национального агентства перспективных проектов Вячеслав Пак заявил о необходимости реформировать регулирование электронной коммерции в Узбекистане. Об этом 16 октября он рассказал на форуме Retail Week Central Asia, передает корреспондент Spot.
По словам чиновника, с момента получения полномочий по регулированию электронной коммерции, НАПП сосредоточилось на двух задачах:
- инвентаризация законодательства: проведен детальный анализ существующих нормативно-правовых актов, регулирующих сферу e-commerce;
- изучение работы коммерческих субъектов: исследованы бизнес-модели, системы расчетов и налогообложения компаний, функционирующих в сфере электронной коммерции.
По итогам этой работы были выявлены проблемы, препятствующие развитию местного рынка.
Одностороннее развитие рынка
Вячеслав Пак отметил, что несмотря на появление крупных международных игроков, таких как Wildberries и Ozon, ситуация складывается как «игра в одни ворота». Иностранным компаниям легче входить на рынок Узбекистана, тогда как местным предпринимателям сложнее экспортировать свои товары через зарубежные маркетплейсы.
Фото: Central Asia Retail Week
НАПП предпринимает следующие меры:
- поощрение открытия дочерних компаний в Узбекистане и налаживание прозрачных механизмов расчетов через национальную банковскую систему;
- стимулирование использования местных логистических компаний для доставки товаров;
- использование маркетплейсов для продвижения отечественных товаров на международные рынки.
Необходимость обновления законодательной базы
Чиновник отмечает, что в действующем законодательстве отсутствуют четкие определения и требования к участникам электронной коммерции.
На сегодняшний день законодательство не предусматривает определения, что такое маркетплейс, и какие требования предъявляются к курьерским службам.
НАПП подготовило проект указа, направленный на формулирование основных понятий и терминов в сфере электронной коммерции. В планах также пересмотреть закон и правила об электронной коммерции, несмотря на принятие новой редакции в 2022 году.
Защита прав потребителей как приоритет
С ростом цифровых сервисов и изменением культуры потребления возникает острая необходимость в защите прав потребителей.
Предлагается сместить фокус ответственности и включить маркетплейсы в цепочку ответственности, требуя от них проверки сертификатов и сроков годности товаров.
Также чиновник отметил необходимость обеспечить оперативную реакцию на жалобы клиентов и исключить практику перекладывания ответственности между участниками процесса цифровой торговли.
Вячеслав Пак подчеркнул, что электронная коммерция в Узбекистане по разным оценкам сейчас составляет около 4% от общего объема торговли. С учетом текущих темпов развития и потенциала рынка, чиновник ожидает рост этого показателя до 10−15% в ближайшие 5 лет.
Ранее Spot писал, что проект о валютных ценных бумагах опубликуют для обсуждения в ближайшее время.