Генеральный директор M Cosmetic по Центральной Азии Денис Косаченко рассказал о проблемах и перспективах развития организованного офлайн-ритейла в Узбекистане. Своим мнением он поделился 16 октября на форуме Retail Week Central Asia, передает корреспондент Spot.
По его словам, несмотря на развитие электронной коммерции в республике, офлайн-ритейл остается большим рынком. Однако, как отметил Косаченко, мало игроков заходят в эту сферу.
«Почему? Развитие ритейла подразумевает развитие всей инфраструктуры: логистика, транспорт, доступность складов — 0,1−0,2% на 36 млн жителей, что, несомненно, является ограничителем», — пояснил топ-менеджер.
Он подчеркнул, что отсутствие достаточного количества складов не связано с нежеланием компаний их строить, а обусловлено масштабом необходимых инвестиций и сопутствующих инфраструктурных требований.
«Это большие инвестиционные проекты, которые подразумевают под собой дороги, электричество, людей, технологии и еще много очень вещей», — подчеркнул Денис Косаченко.
Кроме того, глава M Cosmetic обратил внимание на сложности с таможенным законодательством, которые усложняют процесс ввоза товаров и увеличивают затраты официальных компаний.
«По нашему опыту, самое сложное — перепрыгнуть таможню, — отметил Косаченко. — Многие компании, готовясь к выходу на рынок, сталкиваются с тем, что таможенные процедуры отличаются от привычных им в других странах, и это требует глубокого понимания местного законодательства», — заключил топ-менеджер.
Неравная конкуренция с серым рынком также является серьезной проблемой. Глава M Cosmetic отметил комментарии покупателей и клиентов со ссылкой на покупку продукции в другом месте со значительной разницей. «А я понимаю, что НДС и таможенные платежи, которые я официально плачу, — это по сути даже не моя маржа, а просто те официальные платежи, которые мы как компания делаем», — пояснил он.
Отвечая на вопрос о возможном выходе на рынок Узбекистана крупных продуктовых ритейлеров, таких как «Магнит», Денис Косаченко отметил, что без решения инфраструктурных проблем это маловероятно.
«Помимо огромного потенциала развития рынка, к этому потенциалу нужно быть готовым», — резюмировал гендиректор M Cosmetic.
В июле прошлого года Денис Косаченко в интервью Spot рассказал, почему российский ритейлер предпочел представительство, а не продажу франшизы, с кем борются за каждый квадратный метр и стоит ли ожидать появления других магазинов семейства «Магнит».
Ранее Spot писал, что НАПП предлагает включить маркетплейсы в цепочку ответственности за предоставляемые товары и услуги.