Казахстанский стартап YAYA заработает в Ташкенте с ноября этого года, сообщили Spot в пресс-службе компании. Выход на рынок Узбекистана является первым международным шагом компании в рамках ее стратегии по расширению и развитию.

YAYA — детский абонемент на все виды активностей. С помощью одного абонемента родители могут предоставить своим детям доступ к разнообразным занятиям, способствуя их всестороннему развитию.

В комментариях для Spot основательница компании Лаура Ералиева рассказала о будущих планах, привлеченных инвестициях и проблемах при выходе на местный рынок.

Почему Узбекистан

В Узбекистане, по нашим подсчетам, проживают примерно 12 млн детей, и число молодого населения продолжает расти на 2,2% каждый год.

Также Узбекистан входит в топ-10 стран мира с наилучшей динамикой охвата детей дошкольным образованием. Государство поддерживает и способствует развитию сектора образования и развития детей.

Кроме того, в рамках стратегии «Цифровой Узбекистан 2030», направленной на полную цифровую трансформацию, создаются благоприятные условия, специальные программы и преференции для IT-компаний, таких как YAYA.

Рынок Узбекистана сейчас находится в стадии бурного роста, развитие финтеха, электронной коммерции, и таких игроков как Uzum, что делают этот рынок еще более привлекательным для нас.

Эти факторы влияют на образованность населения, их продвинутость и открытость к новым технологиям и инновациям. В Ташкенте функционирует более тысячи детских центров, и это число продолжает расти.

Какие были сложности при запуске

Нам было достаточно комфортно и не сложно с процессом запуска компании в Ташкенте. Во-первых, благодаря большой поддержке местных людей. Представители местного IT Park помогли нам с вопросами, начиная от поиска офиса, заканчивая логистикой по городу. Хотя я уверена, это не входит в их основную работу, и компания пока не является резидентом парка.

Это и есть, наверное, культурная особенность граждан, которая восхищает, — ваша гостеприимность.

С другой стороны, некоторые процессы могут затягиваться. Например, мы столкнулись с определенными сложностями при переводе средств из Казахстана в Узбекистан. Также, в вопросах подписания договоров, как с детскими центрами, так и с другими партнерами, наблюдается немало бюрократических моментов и длительных ожиданий.

Надеюсь, что в будущем для стартапов будет меньше препятствий и сложностей, так как это напрямую влияет на их рост и масштабируемость.

Рынок детских центров в Узбекистане

В последние годы в Узбекистане открылось более 2 тыс. частных центров, но из этого числа — большее количество приходится только на Ташкент. Охват дошкольным образованием вырос с 27% до 74%. К 2030 году его планируется довести до 100%.

На данный момент к платформе YAYA в Узбекистане уже присоединилось или находится в процессе подписания до 80 партнеров, но это количество будет расти.

Компания собрала сильную местную команду с опытом в электронной коммерции, которая подключила следующие направления:

  • спорт: волейбол, гимнастика, тхэквондо, бокс, танцы, каратэ, дзюдо, йога и др.;
  • языки: английский, узбекский, русский, арабский, китайский;
  • творчество: бисероплетение, робототехника, фортепиано, вокал, актерское мастерство, гитара, изобразительное искусство, ораторское искусство, лепка, музыка для детей, вязание, дизайн одежды;
  • образование: подготовка к школе, ментальная арифметика, шахматы, математика, подготовка к президентской школе;
  • танцы: кавказские танцы, K-pop, национальные танцы, современные танцы, детская хореография;
  • развлечения: детские игровые зоны.

Ассортимент секций и кружков будет постоянно расширяться, чтобы быть интересным для большого числа родителей и детей.

казахстан, образование, стартапы

Планы по развитию и сотрудничеству с инвесторами

Мы ведем переговоры с одним фондом. Мы открыты к smart инвесторам с Узбекистана, кому интересно развитие детского образования. Официальный запуск сервиса в Ташкенте запланирован на ноябрь.

Для привлечения клиентов в Узбекистане мы планируем использовать цифровые каналы и социальные сети, которыми активно пользуются родители. Также компания будет сотрудничать с инфлюенсерами и локальными партнерами для повышения узнаваемости бренда и услуг.

Сколько это будет стоить

Мы в процессе разработки стратегии ценообразования. Но по предварительным данным, продукт и цена не будут сильно отличаться от Казахстана.

На данный момент казахстанский абонемент стоит:

  • 64 тыс. тенге (около $132) для групп от 0 до 4 лет;
  • 57 тыс. тенге (около $118) для групп от 4 до 7 лет;
  • 50 тыс. тенге (около $104) для групп от 7 до 16 лет.

Ранее Spot писал, что Kaspi планирует участвовать в приватизации платежной системы Humo.