С ноября 2023 года Ozon запустил прямые продажи товаров в Узбекистане. Для жителей республики доступен широкий ассортимент более чем в 20 категориях — от книг и одежды до продовольствия. По словам директора по операциям и развитию Ozon в СНГ Алексея Сапона, он включает свыше 100 млн товарных наименований.

В интервью Spot глава Ozon в Узбекистане Джамшид Захидов рассказал о будущих планах, как компания планирует развивать сеть ПВЗ и логистику в республике и что ждет узбекистанских предпринимателей в сотрудничестве с Ozon.

Почему Узбекистан

Мы видим, что электронная коммерция в республике активно развивается, и потенциал у местного рынка огромный. Если в 2021 году объем рынка e-commerce в Узбекистане составлял $201 млн, то в 2027 году, по прогнозам экспертов, он вырастет до $1,8 млрд при среднегодовых темпах роста в 41,4%.

В этом случае доля рынка электронной коммерции в общей структуре ритейла достигнет 9−11%.

За второй квартал 2024 года Ozon доставил покупателям более 334,8 млн заказов от продавцов из 7 стран, а общий оборот маркетплейса превысил $6,5 млрд. Количество активных покупателей на Ozon за второй квартал 2024 года увеличилось почти на треть — 51,1 млн человек против 39,5 млн годом ранее.

Безусловно, мы стремимся к активному росту и на рынке Узбекистана. Сейчас мы сосредоточены на трех направлениях:

  1. развитие логистической инфраструктуры;
  2. поддержка местного предпринимательства;
  3. улучшение сервиса для покупателей в Узбекистане, чтобы они могли комфортно совершать покупки онлайн.

Сколько откроется ПВЗ

Ozon активно развивает свои позиции на рынке Узбекистана, что уже демонстрирует значительные результаты. В первые дни после запуска продаж на платформе зарегистрировалось более тысячи местных предпринимателей, начавших продавать свои товары пользователям Ozon.

На данный момент в Узбекистане уже функционирует около 40 пунктов выдачи заказов (ПВЗ). К 2027 году мы планируем открыть более 1,5 тыс. точек по всей республике, что позволит 1 тыс. местных предпринимателей начать бизнес в новом формате, а покупателям — получать заказы в удобное для них время.

Мы уже принимаем заявки от предпринимателей из Узбекистана. Вход в этот бизнес прост, не требует больших затрат и приносит стабильный доход.

Для открытия ПВЗ предпринимателям нужно зарегистрировать юридическое лицо, подобрать помещение, обучить сотрудников и наладить операционные процессы. Ozon берет на себя продвижение, логистику, оплату и даже формирование налоговой отчетности.

В первые 6 месяцев после открытия точки в приоритетной локации Ozon субсидирует партнеров для снижения рисков, оказывая финансовую поддержку до 81 млн сумов.

Также предприниматели получают вознаграждение 3,7% от оборота заказов, выданных на их точке, и дополнительный доход от других услуг, например, приема товаров у продавцов и выдачи заказов других логистических компаний.

Как планируется сократить сроки доставки

Сокращение сроков доставки — наш главный приоритет, ведь скорость получения заказа часто становится ключевым фактором для покупателей.

Сейчас местным продавцам доступны две схемы продажи товаров:

  1. доставка силами продавца — предприниматель сам отвечает за хранение и доставку товара;
  2. продажа со склада продавца — товар хранится на складе предпринимателя, но передается Ozon для доставки покупателю.

Для ускорения доставки по второй схеме мы запустили сортировочный центр в Ташкенте площадью 1 тыс. кв.м, который в будущем планируется увеличить в 5 раз. Он обеспечит прием, обработку и подготовку заказов к доставке по Узбекистану и России.

Этот шаг помог улучшить сервис и повысить конкурентоспособность на рынке. Мы будем продолжать развивать логистические мощности, чтобы сократить расстояние до покупателя и помочь местным продавцам наращивать обороты.

Кроме того, мы планируем открыть три новых сортировочных центра в Фергане, Термезе и Бухаре. Размещение логистических объектов по регионам Узбекистана позволит сократить расстояние до конечного покупателя.

Смогут ли узбекистанские экспортеры выйти на маркетплейс

Продукция узбекистанских производителей востребована на внутреннем рынке и за его пределами, что говорит о высоком качестве и конкурентоспособности товаров. Это открывает новые горизонты для экспорта и укрепляет позиции Узбекистана на зарубежных рынках (стать продавцом на Ozon можно по ссылке — прим. Spot).

Продавцы из Узбекистана получают доступ к рынкам СНГ и другим странам, включая Россию.

Чтобы помочь предпринимателям быстро нарастить обороты, у нас есть бесплатные курсы, поддержка от менеджеров и широкие маркетинговые инструменты.

Для продвижения товаров узбекистанских производителей мы также создали раздел «Сделано в Узбекистане» на витрине Ozon, что станет неоспоримым маркетинговым преимуществом.

Что нужно улучшить в законодательстве

Мы заинтересованы в гармонизации законодательной базы по электронной коммерции со странами-партнерами Узбекистана, ведь устранение барьеров, препятствующих трансграничной торговле, является важным шагом для развития экономики страны и повышения ее интеграции в глобальную торговую систему.

ozon, маркетплейс, электронная коммерция

Планирует ли Ozon расширение своего присутствия в Узбекистане

У нас уже есть офис в Ташкенте, и мы работаем как местное юридическое лицо, соблюдая все нормы законодательства республики.

Мы также запустили локальную витрину uz.ozon.com и скоро сделаем сайт двуязычным, чтобы всем покупателям и продавцам в Узбекистане было комфортно им пользоваться.

Цены на товары указаны в узбекских сумах, что позволяет совершать выгодные покупки без забот о конвертации валют. Также компания уже принимает оплату через локальные карты Uzcard и Humo.