В третьем квартале нынешнего года автомобильный рынок Узбекистана вырос, но уступает показателям за 2023 год, сообщает Институт макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ).
В июле-сентябре количество автомобилей, прошедших госрегистрацию, составило 352,8 тыс. единиц — рост на 27,8% ко второму кварталу. Однако этот показатель остается на 19,9% ниже аналогичного периода 2023 года.
Среди причин, оказывающих влияние на авторынок, эксперты ИМРИ указывают на автокредитование и располагаемые доходы населения: коэффициент корреляции (чем больше показатель — от 0 до 1, — тем сильнее связь) за последние три года — 0,72 и 0,42 соответственно.
За девять месяцев банки выдали населению автокредиты на общую сумму 12,79 трлн сумов, что в 2,36 раза меньше, чем в соответствующий период 2023 года. В третьем квартале выдача автокредитов рухнула более чем в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Если темпы кредитования сохранятся на уровне последних трех лет, то ИМРИ прогнозирует, что до конца этого года будет регистрироваться по 115−118 тыс. автомобилей в месяц. При этом в четвертом квартале 2023 года ежемесячно заключалось более 154 тыс. сделок купли-продажи.
На фоне значительного падения кредитования автопроизводители и дилеры предпринимают меры по поддержке спроса. Часть компаний (GM Uzbekistan, BYD и KIA) вводят скидки на ряд моделей, а остальные (GM Uzbekistan, BYD, Cherry) предлагают беспроцентную рассрочку.
Почему падает автокредитование
В сентябре 2023 года Центробанк ужесточил требования к банкам по выделению автокредитов. Так, доля займов на покупку авто в кредитном портфеле банков не должна превышать 25% из-за рисков, связанных с концентрацией займов.
С 1 июля ЦБ повысил требования по выдаче населению кредитов. Регулятор ввел показатель долговой нагрузки, вычисляемый путем отношения средних выплат по кредиту на среднемесячный доход заемщика.
Данный параметр уже используется при микрокредитовании физлиц. Выдача микрозаймов была ограничена половиной размера дохода кредитозаемщика.
С 1 июля лимит кредитования устанавливается на уровне 60%, а с 2025 года будет снижен до 50%.
Кроме того, Центробанк ужесточил требования по выдаче гражданам ипотечных и автокредитов. При оценке кредитного риска заемщиков будет учитываться дополнительный показатель — коэффициент «кредит/залог».
В июле гендиректор автозавода ADM Jizzakh Данияр Давлетияров заявил, что ЦБ ввел «негласные ограничения» на выдачу автокредитов. В этом году он ожидает падение продаж автомобилей на 15% — до 350 тыс. единиц.
Ранее Spot писал, что в октябре снизились продажи новых отечественных автомобилей.