Альфия Суюндукова работала в различных государственных учреждениях, но позже оставила карьеру, чтобы посвятить себя семье. Вместе с мужем они приобрели старый дом в центре города как инвестицию, планируя перестроить его в хостел и затем выгодно продать. Однако, обстоятельства сложились так, что хостел стал комфортной гостиницей, которую уже не хотелось продавать.

С помощью творческого подхода и простых, но оригинальных решений, Альфия сумела создать в отеле атмосферу уюта и тепла, которая сразу же привлекла внимание гостей со всего мира.

В интервью Spot Альфия рассказала, как обеспечить комфортное проживание для гостей, как привлечь в отель знаменитостей, почему важны рейтинги и что необходимо для развития отрасли.

По воле судьбы

По образованию я экономист, в 1991 году окончила Ташкентский институт народного хозяйства. После этого четыре года работала в разных госучреждениях: Министерстве водного хозяйства, Медико-санитарном объединении при Аппарате президента, МИДе. В этот период я встретила своего супруга Рустама Захидова и решила оставить работу, чтобы сосредоточиться на семье и воспитании детей. Муж занимался бизнесом в строительной сфере.

За годы совместной жизни мы приобрели участок земли площадью 16 соток на улице Дархан в Мирзо-Улугбекском районе, на котором находилось несколько старых домов. Мы его купили в качестве инвестиции, но первое время никак не использовали помещение, так как до 2016 года можно было не получить компенсацию в случае возможного сноса. Но с приходом новой власти система защиты прав частной собственности кардинально изменилась и риск потерять вложенные деньги исчез.

Мы решили построить хостел, чтобы потом его продать. На тот момент гостиниц в городе было много, а хостелы только начали открываться. Объездив их все мы поняли, что многие из них довольно низкого качества и у нас есть возможность построить комфортабельный хостел, который легко будет продать.

Строительством занимался мой супруг, и благодаря его опыту в строительном бизнесе нам удалось обойтись без привлечения дорогих подрядчиков, что сэкономило и время, и деньги.

Однако при оформлении документов оказалось, что наш хостел не соответствует установленным требованиям. Например, в хостеле в одном номере не должно быть отдельного санузла — по стандарту, санузел должен быть общий на несколько номеров. Поэтому мы решили оформить объект как гостиницу.

Так как я человек творческий, я взялась за дизайн будущего отеля сама. Пока работала над ним, воплотила много интересных идей. Выбор интуитивно пал на традиционный узбекский стиль с элементами хай-тек. Я не нанимала дизайнеров, старалась сделать многое своими руками, получилось дешевле, а главное — от души.

В большом внутреннем дворе высадили деревья, характерные для Узбекистана: инжир, хурму, тутовник, виноград. Также посадили люффу (мочалку), так как это дает дополнительно много зелени и создает домашнюю атмосферу. В интерьере использовали туморы, сшитые из 100-летней паранджи, и старинные сюзане, что добавило колорита. Во дворе также разместили летнюю кухню, которую оформили в виде чайханы.

Фото: Илья Семендеев / Spot

Гостиница включает в себя 23 номера, два двора, летнюю и зимнюю кухни, подсобные помещения. Общая площадь зданий составляет около 1 тыс. кв. м. Всего в проект мы вложили около $500 тыс, из которых половину мы взяли в кредит, остальное — собственные средства.

Проект завершили в 2022 году. И так как мы вложили в него душу, то решили не продавать, а самим заняться гостиничным бизнесом.

Старт и дальнейшее развитие

Мы официально открыли гостиницу в октябре 2022 года. В тот период на фоне мобилизации в России в Узбекистан приехали тысячи россиян, некоторые из них стали нашими постояльцами. И отель довольно быстро заполнился. Некоторые работники различных международных компаний жили и работали в нем около двух лет.

С самого начала гостиница практически никогда не пустовала. Этого мы достигли благодаря ряду моментов. Например, с самого начала мы подключились к платформам «Островок» и Booking. По итогам года «Островок» определяет победителей и выдает дипломы гостиницам с высоким рейтингом и мы оказались в этом числе. Также мы создали страницу в Instagram, где публикуем отзывы клиентов.

Благодаря этому к нам стали приезжать гости из Европы, Австралии, Новой Зеландии, США и других стран. Но основная часть постояльцев — из России. Бывает так, что селятся местные жители. Например у кого-то дома много гостей и негде переночевать, тогда они останавливаются у нас.

Популярность отелю добавило пребывание в нем известных на просторах СНГ людей. Например, недавно у нас отдыхали российский коуч Алексей Ситников, актер Сергей Епишев. Некоторым я писала и приглашала лично, кто-то находил нас сам. Их видеоотзывы мы опубликовали на своей странице в Instagram. Гости отмечали, что наша гостиница очень бюджетная, а сервис как в дорогом отеле. Они подчеркнули, что устали от холодного дизайна крупных дорогих брендов, а у нас они находят восточный колорит, атмосферу дружбы и заботы, как дома. Для меня все гости одинаковы, но наличие звёзд в списке наших гостей поднимает фактор доверия.

Ежегодно мы отмечаем Новый год и Навруз. На эти мероприятия клиенты бронируют места за полгода. На Навруз приглашаем артистов, исполняющих народную музыку и танцы, а Новый год отмечаем как дома, с традиционными новогодними домашними блюдами. При этом цены на проживание не увеличиваем, а праздничные мероприятия проводим за свой счет.

zahid inn, альфия суюндикова, гостиница

Фото: Илья Семендеев / Spot

Цены на размещение мы установили приемлемые — от 400 тыс. (одноместный) до 1,2 млн. сумов (четырехместный). С момента запуска пользуемся льготами для гостиничного бизнеса — сниженными ставками по налогам на имущество и землю в течение пяти лет. В разгар сезонов (март-май, август-сентябрь) месячный оборот компании достигает около 200 млн сумов.

В штате у нас 10 человек: директор, бухгалтер, заведующий хозяйством, 4 администратора, повар и 2 горничные.

Все для комфорта

Один из ключевых факторов в гостиничном бизнесе — это обеспечение высокого уровня комфорта и максимальное удовлетворение потребностей гостя. Мы много работаем над этим, что позволяет поддерживать высокие рейтинги на различных сервисах.

Отзывы гостей очень вдохновляют нас. Почти все они положительные, но если поступает негативный отзыв, я стараюсь посмотреть на ситуацию глазами этого гостя и устранить замечания. Это помогает нам становиться лучше, и я благодарна за любую обратную связь — и положительную, и отрицательную.

Конечно, в процессе работы возникают разные проблемы и сложности, но они открывают новые возможности для улучшения качества сервиса.

Например, в начале работы мы стирали и гладили белье сами, что сильно усложняло процесс. Затем решили воспользоваться услугами прачечной, что значительно облегчило нам жизнь.

Особое внимание я уделяю постельному белью. Мы шьем его на заказ из турецкой ткани. Один комплект обходится в примерно $50−60 за комплект. Для нас важно регулярно обновлять комплекты белья, так как гости всегда обращают на это внимание. Каждый месяц мы стираем в прачечной по 500−700 кг белья, затрачивая примерно 12 тыс. сумов за килограмм.

Мы также используем ортопедические матрасы турецкого производства, стоимостью в среднем $300 за штуку, хотя местные аналоги стоят порядка $100. Многие клиенты говорят, что спят на них младенческим сном, это очень радует.

Кроме того, одна из главных для нас проблем — перебои с напряжением, из-за чего не работала техника. Мы купили стабилизаторы. Также во время аномальных холодов мы закупили газовые баллоны, чтобы обогреть каждый номер, а также готовили еду на улице.

К слову, мы отказались от формата шведского стола, потому что это накладывает необходимость хранения еды в холодильниках, в результате чего продукты теряют свежесть и качество. Каждый посетитель индивидуально заказывает себе завтраки, обеды, ужины у наших поваров. Такой подход позволяет оптимизировать расходы. В то же время мы обустроили кухню так, чтобы гости могли воспользоваться ею на свое усмотрение — приготовить себе еду, заварить чай, кофе.

Фото: Илья Семендеев / Spot

О проблемах в гостиничном бизнесе

Сфера туризма в последние годы активно развивается и это радует, но остаются моменты, которые можно улучшить. Со слов туристов мы можем сказать, что в городе не хватает общественных зон с Wi-fi. Также в аэропорту возникает проблема с вызовом такси: на выходе стоят назойливые водители и предлагают свои услуги по завышенной цене. Часто это портит первое впечатление о стране.

Также туристы жалуются на сложности с покупкой билетов на скоростные поезда в Самарканд, Бухару, Хиву. Мы не всегда можем помочь в этом нашим гостям, потому что не знаем куда обратиться в случае отсутствия билетов. А ведь спрос на них огромен.

Система туристических сборов в Узбекистане отличается от других стран. Во многих странах налог взимается единожды и составляет менее 1% от стоимости номера. У нас же сбор составляет около 10% от стоимости номера на человека за каждый день проживания. В нашем отеле он составляет 37,5 тыс. сумов на одного человека. То есть, если турист проживает 10 дней, он дополнительно платит 375 тыс. сумов, а если это семья из четырех человек — больше 1 млн сумов. Для многих туристов это является заметным минусом.

Кроме того, недавнее увеличение цен на коммунальные услуги существенно повысили амортизационные расходы. Встал вопрос поднятия цен на номера, но я пока решила оставить все как есть, потому что у нас сохраняется стабильный поток клиентов.

Еще одна проблема — недостаточно развитая сеть прачечных, обслуживающих гостиницы. Существующих не хватает, а их сервис не отвечает необходимым требованиям. Бывали случаи, когда вместо наших комплектов белья нам возвращали чужие, а наши терялись.

Перспективы

Для нашего отеля не важна конкуренция, потому что она представляет собой соперничество, а я ни с кем не соперничаю, лишь стараюсь создать максимально комфортное пребывание каждого гостя. Для меня оценка гостя важнее конкурентов.

У каждой категории гостиниц есть своя аудитория, и я уверена, что если небольшой отель предложит сервис на уровне крупных сетей, многие гости предпочтут его. Мы стремимся удерживать высокий рейтинг, ведь это основа успеха в нашей работе. Для этого важно поддерживать чистоту и создавать для гостей максимально комфортные условия проживания.

Мы пока полностью не окупили наши вложения. Думаю, при сохранении текущих темпов загруженности, сможет выйти на прибыль в течение пары лет.

Я могу уверенно утверждать, что при нынешнем развитии страны гостиничный бизнес будет процветать. Любой, кто мечтает открыть отель в Узбекистане, имеет реальные шансы добиться успеха, если делать это качественно и с душой.