Банки Казахстана значительно усложнили проведение транзакций для российских транспортных компаний, передает РБК со ссылкой на источники в отрасли.

Финансовый директор ПЭК Роман Ромашевский заявил, что срок расчетов в ноябре вырос на четверть к июлю и может достигать двух месяцев. Причиной этого он назвал ужесточение комплаенса и требование банками дополнительных данных об отправителях и получателях денег, а также о товарах.

Ведущий юрист REVERA Kazakhstan Алибек Слан оценил средний срок платежей в 2−3 недели. По словам управляющего партнера адвокатского бюро Nordic Star Андрея Гусева, длительность обработки зависит от размера платежа.

Основательница «Digital ВЭД» Анна Фомичева сообщила, что более половины платежей проводятся с задержками от 7−10 дней до месяца. Местные банки требуют предоставлять доказательства того, что товар не подпадает под санкции, даже для поставок с растаможкой в Казахстане.

Собеседник РБК в одной из логистических компаний заявил, что ей пришлось сменить банк для расчетов. Предыдущая обслуживающая организация требовала максимум информации о товаре, включая его коды и данные об услугах.

Гусев объяснил усиление комплаенса международным давлением на Казахстан, вызванное схемами по обходу ограничений. Из-за этого банки Казахстана пытаются минимизировать риск санкций во избежание «серьезных репутационных потерь».

Слан отметил, что казахстанские банки требуют у клиентов доказательства связи со страной — например, договор с местным контрагентом на поставку товаров внутри страны. Если клиент не может предоставить их, операции приостанавливаются.

Также бизнес все чаще испытывает проблемы при расчетах с китайскими контрагентами. Например, Bank of China — одно из ведущих финучреждений КНР — стал чаще блокировать переводы в юанях из стран, которые предположительно могут быть связаны с поставками в Россию.

Замглавы правового комитета Ассоциации экспортеров и импортеров Владислав Донченко рассказал о случае, когда компания из ОАЭ не смогла перевести деньги между своими счетами в казахстанском «ЦентрКредит» и китайском Chouzhou Commercial. Корреспондентом между ними выступал Bank of China.

Другие китайские банки, по словам собеседников РБК, тоже затрудняют расчеты с третьими странами — например, Арменией, Грузией и Кыргызстаном. Старший аналитик ITSWM Георгий Окромчедлишвили назвал это «возможным началом систематической политики в отношении таких операций».

«Китайские банки соблюдают американские санкции более тщательно, чем сами американцы», — отметила глава компании «Синорусс» Сурана Раднаева. По ее словам, в них быстро сформировались структуры комплаенс-контроля, а осторожность в выборе зарубежных партнеров будет расти.

По словам Гусева, Bank of China мог принять подобные меры из-за внутренних регуляторных требований. Еще одним вероятным фактором, повлиявшим на политику банка, стало усиление борьбы с отмыванием денег.

Секретарь совета Российско-азиатского союза промышленников и предпринимателей Максим Спасский описал комплаенс Bank of China как самый сложный в финсекторе КНР. Если закупка потребительского товара через региональный банк работает, при оплате сложного оборудования или электроники фирмой из ОАЭ или Казахстана у банка «сходятся все карты».

Ранее Spot писал, что Великобритания ввела санкции против компании Uzstanex и связанной с ней Kazstanex.