Как ранее писал Spot, c 1 ноября изменился порядок технического осмотра импортируемых в Узбекистан автомобилей. Теперь они проходят испытания не на таможенной территории, а на автополигоне в Пскенте.
По данным «Газета.uz», нововведение привело к образованию очереди, так как процесс занимает больше времени, а средняя стоимость сертификата соответствия выросла в 3,5 раза — с 2,6 млн до 9,1 млн сумов.
На прошлой неделе Узбекский центр научных испытаний и контроля качества (UzTest) снизил цены для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания до 5,6 млн сумов, а для электромобилей — до 4,48 млн сумов.
Изменения касаются физических лиц и серых дилеров. В UzTest отметили, что это направлено на «обеспечение равных условий конкуренции с официальными дилерами» и «снижение рисков для потребителей».
Владельцы автомобилей сообщают, что процесс ожидания на полигоне может длиться несколько дней, что вынуждает их ночевать в машинах. UzTest объясняет очереди «сезонностью и увеличением объема импорта».
По данным UzTest, с 1 по 12 ноября было проверено более 600 машин. При этом мощность полигона позволяет тестировать 50−60 авто в день, что составляет до 22 тыс. единиц в год.
Однако это значительно меньше объема импорта автомобилей физическими лицами, что создает нагрузку на полигон. За восемь месяцев этого года в Узбекистан ввезли более 48 тыс. легковушек.
Более того, полигон перешел на круглосуточный режим работы (до этого он работал с 9:00 до 18:00). Также были созданы зоны для ожидания, установлены биотуалеты и планируется внедрение электронной очереди.
В декабре 2023 года «Газета.uz» писала о разработке проекта постановления правительства, по которому планировалось ужесточить правила ввоза автомобилей и электромобилей. Так, с 2024 года физлицам хотели запретить завозить машины в коммерческих целях, а также предлагалось вернуть порядок продажи новых иномарок только через официальных дилеров.
В марте стало известно, что китайский автопроизводитель BYD попросил правительство Узбекистана ограничить «неупорядоченный» ввоз электрокаров, которые не соответствуют местным климатическим и дорожным условиям, а также не обладают официальной гарантией.
Комитет по конкуренции тогда выступил за сбалансированное решение по ограничению импорта, пообещав внести свои предложения в Кабмин.
Ранее Spot писал, что высокие налоги и пошлины в Узбекистане замедляют развитие авторынка.