Платежной организации OSON в этом году исполняется восемь лет. За это время финтех-приложение прошло долгий путь и сильно трансформировалось. О том, с чего начинался OSON и что происходит с приложением сегодня — в беседе с основателем электронного кошелька, Фарходом Махмудовым.
В этом году исполняется восемь лет OSON, вашему детищу — расскажите про 2016 год и появление. Как вы пришли к идее создать платежную организацию, не первую на то время?
Мы пришли к пониманию, что финансовый рынок Узбекистана остро нуждается в удобных и быстрых решениях в денежных переводах и трансграничных платежах. В то время даже не существовало закона о платежных системах и электронных кошельках, и мы вместе с другими игроками буквально с нуля формировали финтех-индустрию страны. OSON появился из веры, что можно предложить продукт, который будет ближе и понятнее рынку.
Мы видели, что потребности пользователей, особенно в трансграничных платежах и переводах, оставались неудовлетворенными. Людям приходилось физически передвигаться даже для того, чтобы оплатить игры или пополнять свои зарубежные кошельки — неудобно и неэффективно. Это подтолкнуло нас сосредоточиться на трансграничных платежах и переводах.
Мы выбрали путь создания сложного в разработке, но удобного в использовании приложения. Стали первыми, создав кошелек электронных денег для трансграничных платежей и переводов. Запуск трансграничных платежей и переводов потребовал времени — заключение контрактов, обеспечение депозитов и создание инфраструктуры заняли два года. В 2020 году OSON вышел на рынок, как первое решение для трансграничных платежей и переводов в Узбекистане.
Вы упоминали, что OSON — не первый ваш продукт в сфере IT. Расскажите, с чего начался ваш путь в этой области и как традиционные бизнесы привели к разработке технологических решений?
OSON действительно не первый мой продукт в IT. Мой путь в этой сфере начался в то время, когда занимался FMCG-дистрибуцией. Мне показали платформу для автоматизации дистрибуции и я понял, что она не удовлетворяет мои потребности как пользователя. Вместо того, чтобы купить готовое решение, я решил создать свое. Так, я впервые собрал команду разработчиков и выпустил продукт, который существенно улучшил процессы в дистрибуции. После, еще было приложение для путешествий, запуск которого не увенчался успехом, но дал возможность получить хороший опыт в создании приложений. Причина неудачи была как раз в том, что не было удобного софта для приема платежей, как локальных, так и международных.
Этот опыт показал, что финансовые технологии — это не просто инструмент, а возможность для создания новых решений и масштабирования бизнеса, а трансграничные платежи помогают любому бизнесу глобализироваться. Именно тогда я осознал ценность инвестиций не в IT, а именно в финтех и начал выстраивать подход к разработке и созданию финтех-продукта OSON.
Если говорить простыми словами, чем OSON отличается от других?
Он является первым официальным кошельком электронных денег в Узбекистане, на котором и позиционируется. Изначально наше главное отличие заключалось в возможности осуществлять трансграничные платежи и переводы. И является одним из основных партнеров международных разработчиков в сфере киберспорта.
Однако теперь, помимо этого, мы активно развиваем локальный рынок и создаем собственную терминальную сеть, что помогает быть ближе и удобней для пользователей электронных кошельков и геймеров.
Назовите несколько важных достижений за восемь лет существования OSON.
За 8 лет существования OSON мы прошли долгий путь и достигли многого. Главным нашим достижением стала команда — главный актив компании, благодаря которому мы преодолели все испытания.
Мы прошли через кризисы и продолжаем развиваться. Сейчас OSON представлен в трех странах, а скоро мы запустим офис в четвертой. Мы выросли из локальной компании oson.uz в международную группу под брендом oson.com, где мы предоставили нашим пользователям мультивалютный кошелек. В этом году мы вложили около 2 миллионов долларов привлеченных инвестиций на развитие терминальных сетей и создание программного обеспечения, что позволило улучшить инфраструктуру и качество наших сервисов на территориях нашего присутствия.
Среди ключевых достижений:
- мультивалютный кошелек;
- запуск eSIM для путешественников;
- собственная терминальная сеть.
Все это подтверждает, что OSON — это безграничный сервис, отражающий амбиции и возможности нашей команды.
Вы прошли за эти восемь лет очень турбулентный путь. Поделитесь главными выводами, которые вы сделали на сегодняшний день?
Как говорил Стив Джобс, «пройденный путь и есть награда». За восемь лет OSON прошел через множество вызовов, но именно они сделали нас сильнее. Бизнес — это всегда преодоление сложностей и поиск решений. Регуляторные ограничения, кадровый дефицит, необходимость крупных инвестиций — все это не преграды, а этапы роста.
Каждая сложная ситуация стала для нас опытом. Мы научились адаптироваться, быстро принимать решения и видеть возможности там, где другие видят проблемы. Это и есть суть бизнеса — идти вперед несмотря ни на что и становиться лучше.
Насколько сложно адаптироваться, когда меняются рыночные реалии и основные УТП-компании теряют свою актуальность?
Да, это всегда вызов. Когда меняется стратегический план, и совет директоров или команда требуют четкого плана действий, а ты понимаешь, что в текущих условиях долгосрочные прогнозы неэффективны, приходится задавать вектор движения на ходу. Это особенно сложно, если вся стратегия была выстроена вокруг одного продукта, как будто «все яйца сложили в одну корзину».
Такие изменения выявляют ошибки в стратегии, но они же дают мощный толчок для роста. Мы пересмотрели подходы, изменили структуру компании. Сейчас у OSON глобальная команда которая работает не только в Узбекистане, но и в Дубае, Казахстане, США, Киргизии и Таджикистане, проектируя новые продукты и создавая новые возможности для развития бизнеса группы OSON.
Куда идет OSON сегодня? Какие изменения происходят и будут происходить в ближайшее время?
OSON постоянно движется вперед и в ближайшее время мы продолжим активно работать над глобализацией, расширяя присутствие в других странах и совершенствуя технологические решения. Но конкретные детали и все наши планы раскрывать пока не будем. Одно ясно — OSON движется к глобальному рынку, и впереди нас ждут новые горизонты.
Расскажите о команде. У вас международная команда в трех странах — как оцениваете процессы взаимоотношений между командой?
Команда — это одно из самых уникальных достижений компании. Вспоминаю то время, когда мы работали с зарубежными консультантами удаленно. Это было хорошим опытом, что помогло нам выстроить эффективную систему дистанционной работы, которую мы сейчас активно используем в управлении нашей международной командой.
Основные офисы находятся в Узбекистане, Казахстане и ОАЭ. Это приносит как свои преимущества, так и вызовы, поскольку команда распределена по различным локациям. Но это не мешает нам активно развивать проекты. Я регулярно посещаю все ключевые офисы, чтобы решать глобальные вопросы и обеспечивать синергию между командами в разных странах.
Почему OSON не был продан и планируется ли это в будущем?
Несколько раз нам поступали предложения о продаже компании, но с самого начала у меня не было цели продавать OSON. Это был вызов — сможем ли мы создать такой же успешный продукт, как за рубежом. Каждый раз, возвращаясь после поездок, я с энтузиазмом рассказывал своей команде, как устроена работа там, что меня вдохновляет, как все вовлечены в процесс. Это не тот случай, когда один человек принимает решения, а остальные просто следуют.
Я мечтал создать именно такую команду — сплоченную и мотивированную. Даже когда месяцами меня нет, занимаясь разработкой новых продуктов, я вижу, как команды с легкостью решают все задачи. Они не стоят на месте, запускают новые продукты, подключает партнеров и продвигают бренд.
OSON — это семья, где каждый член команды вовлечен и горит желанием развивать компанию.
На правах рекламы.