18 ноября в Налоговом комитете прошла встреча с представителями рынка воды и прохладительных напитков, на которой обсуждались вопросы введения цифровой маркировки, передает корреспондент Spot.
В конце октября Ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков (UzBev) попросила Налоговый комитет отсрочить введение этапа агрегации маркированных товаров, который вступил в силу с 1 ноября.
В ответ Налоговый комитет анонсировал встречу с производителями в середине ноября. До этого ведомство пообещало не применять обязательные требования по агрегации воды и прохладительных напитков.
Налоговый комитет
Заместитель председателя Налогового комитета Алимжан Файзибаев в своем выступлении отметил, что издержки, связанные с внедрением цифровой маркировки, компенсируются производителям за счет обеления рынка. Цель ее введения — борьба с теневым оборотом.
При этом чиновник подчеркнул, что налоговые органы стремятся не к наказанию, а к профилактике правонарушения.
По его словам, 34 компании уже запустили цифровую маркировку, включая агрегацию. В свою очередь на рынке насчитывается около 200 производителей и почти 260 импортеров воды и сладких напитков.
Замглавы отдельно отметил схожесть воды и напитков с пивоваренной продукцией, которая уже маркируется и агрегируется. Однако сохраняются «неотработанные моменты» и вопросы у производителей, признал он.
Алимжан Файзибаев. Фото: Пресс-служба Налогового комитета
Кроме того, Налоговый комитет не принял аргумент UzBev о том, что в точках продаж отсутствуют онлайн контрольно-кассовые машины (ККМ), необходимые для работы с маркировкой. Точки реализации должны быть оснащены онлайн-ККМ или виртуальными кассами, добавили в ведомстве.
Основной причиной возникновения проблем с агрегацией Алимжан Файзибаев назвал уверенность производителей в повторном продлении сроков введения цифровой маркировки. Изначально ее хотели внедрить с 1 марта 2022 года, но затем отложили на 1 июля 2023 года, а позднее — на 1 марта 2024 года, когда начался первый этап сериализации.
CRPT Turon
На встрече также выступил генеральный директор оператора системы цифровой маркировки Asl Belgisi CRPT Turon Анатолий Бачикалов. В частности он отметил положительный эффект от введения маркировки в сферах фармацевтики, а также алкогольной и табачной продукции.
В январе-октябре объем рынка табака вырос на 25,6%, производство — на 17,1%, легальный импорт — в 2,7 раза. Среди причин — прослеживаемость и обеление рынка, а также замещение контрабанды табачной продукции легальными поставками напрямую от производителей.
За десять месяцев объем рынка алкоголя увеличился на 16,1%, производство — на 15,2%, легальный импорт — в 1,6 раза. Также на 22,4% выросли поступления по акцизному налогу по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
Фото: Пресс-служба Налогового комитета
В свою очередь с марта 2023 года по февраль 2024 года рынок фармацевтики вырос на 18%, а «лидеры рынка показывают положительную динамику производства». Из этого делается вывод о том, что «введение маркировки и агрегации не оказывает негативного влияния на объемы производства и поставки».
«Перенос сроков агрегации означает перенос сроков прослеживаемости товаров, что равнозначно снижению эффективности цифровой маркировки как инструмента противодействия нелегальному обороту и обеспечению поступлений в государственный бюджет», — говорится в презентации Бачикалова.
По состоянию на 15 ноября отчеты об агрегации регистрирует 31 участник оборота товаров — в том числе семь местных производителей воды и безалкогольных напитков. В качестве «успешного примера» приводится производитель пивной продукции СП Pulsar Group Brewery.
Бизнес
От имени бизнес-сообщества выступил исполнительный директор Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков Альфия Мусина. В качестве главной проблемы она указала на отсутствие решений по нанесению маркировки на высокоскоростных линиях.
«Отсутствие специализированных технических решений для высокоскоростных линий и некоторых видов упаковки — 57 тыс. бутылок в час, в секунду 15 бутылок у некоторых компаний. Сериализация препятствует бесперебойному производству с минимальным количеством брака и влияет на скорость производства на скоростных линиях по розливу напитков», — заявила она.
Альфия Мусина. Фото: Пресс-служба Налогового комитета
Среди других связанных с этим проблем отмечаются:
- отсутствие возможности использования бракованных, потерянных и нечитаемых кодов маркировки со стикеров;
- нет устойчивого решения для алюминиевой банки и возвратной стеклянной бутылки;
- высокая стоимость расходных материалов и маркировочного оборудования;
- перебои в нанесении кодов из-за слабого интернета, неисправности оборудования и трудностей интеграции с операционной системой CRPT Turon;
- неготовность и несовершенство самой системы агрегации;
- предоплата за коды маркировки, предоставляемые CRPT Turon.
Кроме того, UzBev выделяет отсутствие устойчивого технического оборудования и дефицит квалифицированных специалистов в Узбекистане, регулярные сбои интернета и электроэнергии, а также то обстоятельство, что «значительное количество производителей до сих пор не внедрили маркировку», что создает неравные условия для конкуренции.
«Как следствие, в Узбекистане создаются антистимулы для ведения бизнеса, и бизнес принимает ключевые решения о выводе средств из Узбекистана в другие более благоприятные для ведения бизнеса территории», — подчеркнула Альфия Мусина.
Фото: Пресс-служба Налогового комитета
Ассоциация определила условия, которые необходимо выполнить до перехода к этапу агрегации:
- доработка существующих проблем с сериализацией и агрегацией;
- внедрение сериализации для всех производителей и усиление мониторинга за этим;
- плановая работа с дистрибьюторами, розницей и точками продаж;
- планомерное оснащение дистрибьюторов, точек продаж терминалами сбора данных, сканерами и другим оборудованием;
- наличие интеграторов для продаж на этапе дистрибьюторов и точек продаж.
Альфия Мусина выступила с предложением отсрочить агрегацию на три года для доработки имеющихся сложностей сериализации и перехода на этап агрегации. За это время UzBev представит проект дорожной карты по переходу к агрегации и проведет работу с дистрибьюторами и торговыми точками, а также согласует график выполнения задач с Налоговым комитетом и оператором системы маркировки CRPT Turon.
Когда эмоциональное выступление Альфии Мусиной подошло к концу, присутствующие в зале, включая зампреда Налогового комитета Алимжана Файзибаева, встретили это аплодисментами. Некоторые производители, не входящие в UzBev, озвучили вслух поддержку словам главы ассоциации.
Затем выступили представители PepsiCo, Coca-Cola и Chortoq, которые подробнее рассказали о проблемах внедрения цифровой маркировки непосредственно на производстве. Среди других поднятых ими проблем — акциз на сладкие напитки, сертификация электронной техники, простой на таможне импортной продукции, штраф в 2% от квартальной выручки.
Итоги встречи
Замглавы Налогового комитета Алимжан Файзибаев предложил создать рабочую группу с участием Ассоциации безалкогольных напитков и соков, Торгово-промышленной палаты, Министерства экономики и финансов, Министерства инвестиций, промышленности и торговли (МИПТ).
Фото: Пресс-служба Налогового комитета
До 19 ноября чиновник пообещал внести предложения производителей в правительство. Также ведомство согласилось перенести срок начала агрегации на 1 декабря. Однако решение о более длительной отсрочке агрегации должен принять Кабмин.
Если Кабмин откажет в переносе сроков, то после декабря Налоговый комитет планирует проводить онлайн-проверку и блокировать у нарушителей идентификационные коды продукции и услуг (ИКПУ). Алимжан Файзибаев уточнил, что не угрожает бизнесу, а констатирует существующий порядок действий, которому ведомство обязано следовать.
В разговоре со Spot один из производителей выразил опасения по поводу возможной блокировки кодов ИКПУ, отмечая риски перехода предпринимателей к наличному расчету. Кроме того, высокий штраф по статье 227−1 Налогового кодекса будет стимулировать к дроблению бизнеса, так как позволит снизить сумму возможного штрафа.