Олег Хван с детства занимался боксом, участвовал в областных и республиканских соревнованиях. Отказавшись от профессиональной боксерской карьеры, Олег сосредоточился на учебе и тренерской деятельности, совмещая с торговлей. Со временем его талант тренировать начал высоко цениться и тогда он вместе с единомышленниками решил открыть собственный клуб и посвятить себя этому делу.
В интервью Spot Олег рассказал, как открывал клуб Underdog, с какими трудностями и ошибками столкнулся, что главное при открытии боксерского клуба, как они выдерживают конкуренцию, какой доход может получить тренер по боксу и чем привлекательны боксерские клубы.
Случайный тренер
Я родился и вырос в Ангрене. С 15 лет начал заниматься боксом и очень полюбил этот спорт. Мечтал стать чемпионом мира, дошел до уровня кандидата в мастера спорта, участвовал в республиканских соревнованиях. Однако больших результатов добиться не удалось — в нашем городе была высокая конкуренция, и пробиться на республиканский уровень само по себе считалось успехом.
В спортзале всегда было много людей, я старался выделяться, чтобы тренер замечал мои усилия и уделял мне больше внимания. Уже тогда мне в голову закрадывалась мысль: «Вот бы открыть свой зал, где я бы мог бы уделять внимание каждому».
Когда пришло время получать высшее образование, я решил сосредоточиться на учебе, оставив профессиональную карьеру боксера. Я поступил в Ташкентский институт физкультуры и спорта, а чтобы обеспечивать себя материально, начал подрабатывать на разных работах. Например, долгое время работал барменом.
В 2017 году, еще будучи студентом, ко мне обратился знакомый, который работал тренером по боксу в частном бойцовском клубе Fighter factory в Ташкенте. Он предложил мне попробовать себя в роли тренера. Я согласился и будто бы попал в свою стихию.
Поначалу я тренировал исключительно клиентов, которые занимались для себя. Затем ко мне начали приходить однокурсники, готовившиеся к профессиональным поединкам. Я помогал им с отработкой ударов, указывал на ошибки и получал положительные отзывы. Они поддерживали меня в том, чтобы развиваться в этом направлении.
Фото: Илья Семендеев / Spot
В 2020 году я сумел подготовить своего первого профессионального бойца, который начал одерживать победы. На тот момент индивидуальные тренировки в нашем клубе стоили 600 тыс. сумов в месяц, я получал 50% с каждого клиента.
Без команды никак
Вскоре Fighter factory закрылся по причине нерентабельности, немного позже они переориентировались на продажу спортивной одежды. Я же в поисках нового места работы некоторое время мотался по разным залам, пока не нашел спортклуб «Тамерлан». Там мне предложили вести тренировки три дня в неделю, как индивидуальные, так и групповые. Было сложно уделять внимание каждому ученику, особенно в групповых занятиях. Тогда я понял, что без команды дальше будет невозможно работать. Я привлек двух своих друзей боксеров из Ангрена — Амангельды и Жангенльды Минбаевых, с которыми в последующем мы стали партнерами по бизнесу. На тот момент они оба вернулись с учебы из России и пытались найти свое дело.
К сожалению, клуб «Тамерлан» тоже вскоре закрылся и мы остались «на улице». К тому времени у нас уже была база постоянных клиентов, среди которых был один профессиональный боксер, остальные — любители. Они доверяли нам и хотели продолжать заниматься. Мы приняли решение открыть собственный зал, иначе пришлось бы мотаться по разным помещениям.
Мы распределили обязанности, составили план работ. Жангельды и Аман занимались поиском помещения и ремонтом, на мне стояла задача по дизайну, привлечению клиентов и др. Каждый из нас вложил примерно по $7 тыс. Лично я занял деньги у некоторых своих учеников.
Мы нашли разрушенное подвальное помещение в 300 кв. м. в жилом доме на площади Хамида Алимджана. На подготовку зала ушло три месяца. Самые крупные расходы пришлись на сантехнику, санузлы и электропроводку. Оборудование и инвентарь закупали в Ташкенте, груши сшили сами, ринг сконструировали по собственному макету. Накопленной суммы едва хватило.
Фото: Илья Семендеев / Spot
Не хватало безопасного бокса
Мы открылись в ноябре 2021 года. Рассказали об этом всем друзьям и знакомым, начали активно развивать страницы в соцсетях. Наши клиенты охотно поддержали нас и помогали продвигать зал. Цены установили следующие: 600 тыс. сумов за групповые занятия и 1 млн — за индивидуальные. Аренда помещения составляла $2 тыс. в месяц, а оборот варьировался в пределах $3 тыс.
Мы выбрали название Underdog, что в бойцовском мире подразумевает бойца, обладающего наименьшими шансами на победу, так называемую «темную лошадку». Этим мы хотели заявить, что трое простых парней, не будучи крутыми профессионалами, могут создать конкурентоспособный проект в сфере бокса.
Доходы от групповых занятий шли на покрытие амортизационных расходов, а деньги от индивидуальных тренировок и по сей день являются нашей зарплатой. Мне очень повезло с клиентами: некоторые из тех, у кого я занимал деньги, предложили вернуть долг через тренировки, другие позволили рассчитаться в удобное для меня время. У всех нас появилась мотивация зарабатывать, хотелось независимости.
Мы поняли, что людям не хватает безопасного бокса. У многих бокс до сих пор ассоциируется с травмами, переломами и сотрясениями. А мы решили сосредоточиться на боксе как форме фитнеса для здоровья. Это начало приносить плоды, так как существует большое количество желающих заниматься боксом, несмотря на возраст.
Люди, приходя к нам в зал, начали получать адекватные физические нагрузки путем работы на мешках и лапах. Любители могут выйти на легкий спарринг, без травматизма. Но самое главное, мы как тренеры стараемся уделять внимание каждому ученику, чтобы не допускать травм и разочарований.
Мы еще поняли, что профессиональный боксер не всегда хороший тренер. Мы привлекали чемпионов, но результата не было, потому что они не обладали коммуникативными навыками, чувством эмпатии.
Нам понравился ритм и стиль работы, и через год мы решили расширяться. Открыли второй зал рядом с рестораном «Яккасарай» площадью 400 кв. м. На косметический ремонт ушло $15 тыс. из наших накоплений. Но через пару месяцев арендодатель поднял цены, которые оказались для нас не подъемными. Мы вынуждены были съезжать, не получив никакой компенсации. Это был для нас серьезный удар.
Фото: Илья Семендеев / Spot
Но нужно было двигаться дальше, как в боксе «встать после нокдауна». В 2023 году у нас появились постоянные клиенты, которые согласились финансово поддержать нашу идею по открытию сети клубов. Мы нашли новое просторное помещение площадью 400 кв. м. на 5-м этаже небольшого бизнес-центра в Чиланзарском районе по улице Мукимий. За три месяца сделали ремонт в более современном стиле. Потратили порядка $70 тыс., из которых половина была собственные средства, остальное — помощь заинтересованных друзей. Аренда помещения составила $4 тыс. в месяц.
Мы только начинаем
К 2024 году наш клуб значительно развился. Сейчас первый зал посещают около 200 человек. Он фактически переполнен и бывает свободным только в обеденный перерыв, что объясняется удобным расположением. Во втором зале порядка 100−150 клиентов, причем здесь проходит больше индивидуальных занятий. Подключились к онлайн сервису Push-30, уверены, что скоро клиентов станет еще больше.
Сейчас групповые занятия для взрослых стоят 1 млн сумов в месяц, детские — 800 тыс., индивидуальные — 2,6 млн. Совокупный оборот двух залов составляет около $10 тыс. в месяц. Всего у нас 12 тренеров.
Наши клиенты — люди разного возраста, профессий и национальностей: молодежь, взрослые, дети, девушки, иностранцы, экспаты. Люди приходят в зал, не только чтобы потренироваться, но и пообщаться, снять напряжение за день или наоборот, зарядиться энергией. Некоторые предприниматели находят в клубе партнеров.
Мы разработали собственную систему подготовки тренеров, ориентированную как на любителей, так и на профессионалов. Опыт в боксе приветствуется, но ключевыми качествами для нас остаются желание работать и коммуникабельность. Например, у нас в течение двух лет занимался парень, не имевший никакого опыта в спорте. Сейчас он уже работает тренером в клубе, зарабатывает от 6 млн сумов в месяц и выше. Другие наши тренеры в среднем зарабатывают около 10 млн.
Недавно начали продавать фирменные футболки с логотипом клуба. Одна футболка стоит 250 тыс. сумов. Пока это направление не приносит больших доходов, но мы планируем развивать его в дальнейшем. В будущем хотим открывать в Ташкенте кофейни под брендом Underdog.
Фото: Илья Семендеев / Spot
Также в наших планах — расширение сети в Ташкенте и открытие филиалов в регионах Узбекистана. В будущем хотелось бы запустить клуб в других странах, например, в Южной Корее, где спрос на боксерские клубы огромен.
Мы уверены, что у бокса в Узбекистане огромный потенциал. Это классика, которая остается актуальной всегда. Люди все больше осознают ценность здоровья, а бокс, как способ поддерживать себя в форме, становится все популярнее.