Шавкат Мирзиёев 27 ноября подписал закон «О железнодорожном транспорте» в новой редакции. Текст документа опубликовало «Народное слово».
Новый закон заменяет текущую редакцию, принятую в 1999 году. Он предусматривает развитие рыночных отношений и конкуренции в сфере железнодорожного транспорта, а также увеличение доли частного сектора.
Перевозчик наделяется правом свободно назначать цены перевозок согласно правилам ценообразования. Исключение делается для регулируемых тарифов, для которых порядок формирования цен утверждает Кабмин.
Государством будут регулироваться тарифы на перевозку пассажиров (кроме скорых и высокоскоростных поездов), а также на пользование инфраструктурой общего пользования и локомотивами. Убытки от пассажирских перевозок по регулируемым тарифам возмещаются из госбюджета.
Скидки на перевозку грузов внутри Узбекистана не предоставляются, для трансграничных перевозок — устанавливаются согласно международным договорам. На стадии проекта предусматривалось, что Кабмин сможет предоставлять скидки на отдельные виды грузоперевозок.
Изменился порядок финансирования работ по строительству, реконструкции, модернизации объектов на железных дорогах общего пользования. Наряду со средствами «Узбекистон темир йуллари» и ее структур, бюджетными средствами и кредитами международных институтов разрешается привлекать инвестиции от заинтересованных физлиц и юрлиц, в том числе по соглашениям государственно-частного партнерства.
Также допускается передача имеющихся объектов, относящихся к железным дорогам, в управление частному бизнесу по ГЧП. Частный партнер получит их на правах аренды, владения или пользования на срок действия договора ГЧП или концессии.
Владельцы железнодорожных путей необщего пользования могут на платной основе оказывать услуги стоянки, подачи-уборки вагонов и контейнеров, погрузки-разгрузки, приема и выдачи грузов
Срок исковой давности при нарушении обязательств по договору перевозки груза, почтовых и курьерских отправлений составит 1 год, пассажиров, багажа, грузобагажа — 6 месяцев. Для вытекающих из обязательств по доставке грузов требований, не связанных с договором перевозки, срок исковой давности составляет 2 месяца.
Закон вступит в силу с 1 января 2025 года. При этом основная часть его норм (кроме возмещения убытков и скидов) вступит в силу с 29 мая — через 6 месяцев после публикации.
Ранее Spot писал, что «Узбекистон темир йуллари» с 1 декабря повышает тарифы на железнодорожные грузоперевозки на 30%.