Бабл-ти — это напиток на основе чая, в который по традиции добавляют желейные шарики из тапиока, которые называют «жемчужинами». Тапиока имеет вкус коричневого сахара и приятную жевательную текстуру. Напитки на ее основе стали трендом в Азии, и сейчас бабл-чайные открываются по всему миру и продолжают набирать популярность.

В прошлом году похожее заведение открыли в Ташкенте двое друзей — 23-летние Амир Усманходжаев и Кирилл Сайдахмедов. Их чайная Pipls быстро набрала популярность, что позволило молодым предпринимателям активно расширяться. Чуть более чем за год они открыли четыре филиалов, один из которых — в Бухаре. В ближайшее время планируется запуск еще 12 точек.

В интервью Spot Амир и Кирилл рассказали, почему отказались от идеи запуска по франшизе, сколько времени ушло на разработку рецептур напитков, благодаря чему начали активно расширяться и как маркетинговые кампании позволяют поддерживать интерес к продукту.

«Бизнес-партнеры» со школьной скамьи

Мы дружим уже больше 11 лет. Первый «совместный бизнес» у нас был еще в школьные годы. Как и многим подросткам, нам не хватало денег на свои желания. Мы не хотели лишний раз просить денег у родителей, поэтому решили зарабатывать сами. На карманные деньги мы покупали конфеты и бутерброды в Makro, клали все в портфель и продавали поштучно одноклассникам.

После школы мы поступили в разные университеты в Москве. В России мы продолжали пробовать разные способы заработка. Например, закупали товары из Китая и продавали их в Instagram. Однажды купили партию кроссовок со склада Adidas на $8 тыс. и распродали их за полгода.

Каждый зарабатывал по $500−1500 в месяц. На тот момент это была немаленькая сумма, тем более для парней 17−18 лет. Правда, с деньгами мы тогда не умели обращаться: все уходило на жизнь и мелкие покупки. Заработок воспринимался скорее как приятное хобби.

У нас не было определенной стратегии при выборе ниш, исходили из собственного интереса. В какой-то момент решили, что пора попробовать что-то в офлайне. Мы начали смотреть, что популярно среди молодежи. Тогда напитки на основе чая и фруктов набирали большую популярность не только в России, но и во всем мире. Мы ненадолго отложили эту идею, сосредоточившись на учебе. Вернувшись в Ташкент, мы стали думать, как воплотить ее в жизнь.

Никто в нас не верил. Мы часто слышали: «Займитесь чем-то серьезным, нормальным бизнесом». Но вместо того чтобы сдаться, мы решили попробовать — даже просто ради интереса. Нам хотелось проверить, сможем ли мы справиться. Мы не боялись рисковать, ведь максимум, что можно потерять, — это деньги. А их всегда можно заработать заново.

«Все для людей»

Сначала мы решили открыть заведение по франшизе, но выбранный нами бренд не увидел перспектив в Узбекистане. Нас это задело, и мы решили действовать самостоятельно.

Первым делом начали думать над названием. Хотелось чего-то стильного, необычного и легко запоминающегося. Сначала появилась идея For People, то есть «Все для людей». Но это звучало слишком просто. Тогда мы решили укоротить до People’s, но и это казалось скучным. Подумав, мы добавили креативности и решили сделать название с ошибкой — Pipls.

Следующим этапом была разработка рецептуры. На это ушло больше всего времени — 7−8 месяцев. Мы искали барменов и бар-менеджеров, так как у самих не было опыта работы с напитками. Когда все же началась работа над рецептурой, мы не сошлись с условиями с бар-менеджерами и продолжили разработку самостоятельно.

Через год мы узнали, что произошла утечка. Видимо те бар-менеджеры, увидев наш интерес и вдохновение, решили воспользоваться всеми нашими идеями и инструментами. Они открыли свое заведение, использовав концепцию, которую мы разработали. Это было неприятно, особенно потому, что многие тогда даже не знали, что такое напитки с тапиокой.

Когда рецептура была готова, мы начали разрабатывать свой бренд и стиль. На брендинг ушло более $1000 — все идеи были нашими, оставалась лишь реализация.

Для Pipls мы сделали акцент на яркости: наши напитки сами по себе красочные благодаря фруктам и ягодам. Идеи для дизайна и оформления мы черпали из путешествий. Насмотренность помогла четко понять, каким должно быть пространство, стиль заведения и атрибутика.

Фото: Илья Семендеев/ Spot

Делаем ставку на регионы

Самой сложной задачей для нас стали поиск помещения и подбор персонала, так как у нас не было в этом опыта. При выборе локации мы в первую очередь обращали внимание на проходимость и соседние заведения. Первую точку мы открыли на Ц1. До официального запуска Pipls долго работал в тестовом режиме только для «своих». Мы устраивали дегустации для друзей, собирали отзывы и дорабатывали продукт. Когда заведение открылось, наши друзья стали первыми покупателями. Они делились впечатлениями и фотографиями в соцсетях. Причем никто их об этом не просил — им просто понравилось.

На открытие заведения у нас ушло порядка $10 тыс — все, что у нас было. Это был очень рискованный шаг, который оправдал себя. Уже через две недели мы окупили почти все вложенные средства. В первый день мы заработали порядка 3 млн сумов, и каждый день выручка росла. Вскоре ежедневный доход достиг 7−10 млн сумов в день. Стоимость напитков варьируется в пределах 40−50 тыс. сумов.

Мы не вкладывали деньги в продвижение, но слухи о Pipls распространялись быстро. Заведение стало настолько популярным, что к нам выстраивались очереди. Это нас радовало — значит мы действительно предложили что-то новое и интересное. Особенно приятно было видеть, как блогеры и знаменитости ждали в очереди по полчаса, чтобы попробовать наши напитки.

Такой интерес сподвиг нас к открытию новых филиалов. Через 6−7 месяцев запустили второй филиал в Tashkent City Park, а всего через пару дней еще одну точку на Максима Горького. Затем открыли еще два филиала — на Новомосковской и в Бухаре.

Разница в прибыли между филиалами незначительная — в среднем 20−30%, иногда доходила до 50%. В теплое время года продажи били рекорды, но и зимой Pipls всегда оставался прибыльным. В пиковый сезон общий месячный оборот всех филиалов превышает 900 млн сумов.

В среднем открытие одной точки обходится в $15−30 тыс. Сумма зависит от площади помещения, формата, ремонта и локации.

Сейчас мы немного поменяли нашу стратегию, и сейчас делаем ставку на регионы. Раньше нам казалось, что в областях низкая платежеспособность, но высокие продажи в филиале в Бухаре доказали обратное.

Мы постоянно реинвестируем прибыль. Сейчас на стадии ремонта и подготовки к открытию находятся 12 точек: в Фергане, Андижане, Коканде, Намангане и Самарканде. В Ташкенте мы будем открываться в Seoul Mun, Tashkent City Mall и в одном из вузов столицы.

pipls, бабл-ти, общепит, чайная

Фото: Илья Семендеев/ Spot

Продвижение

Хоть мы и определили целевую аудиторию перед запуском, сейчас наш продукт привлекает всех — от школьников и подростков до взрослых мужчин, которые собираются компаниями. Наша аудитория, в основном, это активные пользователи Instagram, которые любят пробовать что-то новое.

Каждые две-три недели мы генерируем идеи и разрабатываем новые вкусы. Стараемся не стоять на месте. Например, недавно мы ввели карточки, на которых написаны забавные фразы. Например: «На свете много чужих нервов. Зачем трепать свои?» Это привлекло внимание: людям понравились карточки, и они стали делиться ими в сторис, что стало для нас отличной бесплатной рекламой.

Сейчас мы серьезно увеличили расходы на маркетинг, выделяя на него от $1 тыс. в месяц. Для создания даже простых роликов мы приглашаем профессиональную съемочную команду, а креативщики работают над идеями и визуальной концепцией.

Рекламу у блогеров покупаем редко — только если нам действительно нравится их стиль. Основной акцент мы делаем на собственное производство контента для соцсетей, ориентируясь на качество и оригинальность.

Для взаимодействия с клиентами и формирования базы постоянных покупателей мы запустили программу лояльности. Зарегистрировавшись в системе, каждый гость получает 5% кэшбека. Как только общая сумма покупок достигнет 1 млн сумов, кэшбек увеличивается до 10%.

К конкурентам относимся положительно. Мы рассматриваем рынок не как поле конкуренции, а скорее как пространство для сотрудничества и общей популяризации продукта. Когда мы начинали, чайные концепции были практически не развиты: всего несколько заведений предлагали бабл-чай. Сегодня этот напиток стал популярным, и мы рады, что смогли внести свой вклад в его распространение.

pipls, бабл-ти, общепит, чайная

Фото: Илья Семендеев/ Spot

Душа Pipls

Мы очень разные по характеру и подходам к работе. Амир фокусируется на отчетности, анализе и поиске подводных камней, а Кирилл больше занимается управлением персоналом и финансами.

Главный принцип нашего бизнеса — создавать что-то новое и креативное, а не просто копировать идеи. Для себя мы выделили два важных фактора успеха: во-первых, нужен классный продукт, который привлекает внимание и нравится людям. Во-вторых, важно выбрать удачное место с высокой проходимостью, чтобы заведение всегда было на виду и притягивало посетителей.

pipls, бабл-ти, общепит, чайная

Фото: Илья Семендеев/ Spot

Наше партнерство тоже держится на прочном фундаменте. Стереотип, что вести бизнес с другом — плохая идея, нас не коснулся. Мы полностью доверяем друг другу, и проект только укрепил нашу дружбу. У нас совпадают цели, и, что важно, вне работы нас объединяют общие интересы. Конечно, бывают разногласия. Мы обсуждаем проект, делимся разными идеями, спорим, но всегда находим компромиссы и вырабатываем общий план. Эти обсуждения делают наш бизнес только сильнее.

Наш рабочий день не ограничивается рамками с 10 до 6, это постоянный процесс. Если нужно, обсуждаем работу и ночью. Личная жизнь и работа у нас тесно переплетены. Выгорание случалось, особенно после длительных периодов без отдыха, но после перерывов возвращаемся к делу с новыми силами. Для нас это не просто работа, а настоящее увлечение.