Zeekr
Китайский автопроизводитель Geely Automobile Holdings Limited официально представил на узбекском рынке свой премиум-бренд электромобилей Zeekr. Узбекистан стал вторым рынком в Центральной Азии после Казахстана, где начались продажи электрокаров этой марки.
Партнером компании стала Evolux Auto, входящая в структуру казахстанской автогруппы Orbis Auto.
На местном рынке были представлены модели Zeekr 001, X и новая 007. Все электромобили были также адаптированы для местных покупателей, включая настройку на русском языке и прямую гарантию производителя.
Porsche
В ноябре в Ташкенте состоялось открытие первого в Узбекистане и Центральной Азии шоурума Porsche. Шоурум немецкого автопроизводителя расположен в центре города и совмещает функции демонстрационного зала и зоны отдыха для клиентов.
Полноценный дилерский центр с сервисным обслуживанием и расширенным ассортиментом моделей планируется построить на территории «Нового Узбекистана» к 2025 году.
Inditex
С февраля жители Ташкента получили доступ к брендам испанского гиганта Inditex. Официальные магазины Zara, Zara Home, Massimo Dutti, Oysho, Bershka, Stradivarius и Pull&Bear открылись в Tashkent City Mall.
Аналитики консалтинговой компании CMWP отмечают, что отсутствие подобных брендов в других регионах Узбекистана, а также в соседних странах — Таджикистане и Кыргызстане — может превратить Ташкент в привлекательное направление для туристов, объединяющее шоппинг и досуг.
Agalarov Development
Президент азербайджанской компании Agalarov Development Эмин Агаларов анонсировал в августе этого года строительство нового жилого комплекса в Ташкенте.
Жилой комплекс площадью 1,98 га построят в столице республики поблизости в с пятизвездочной гостиницей Miran International и отделением НБУ. Согласно проекту, под снос подпадают точки общепита Evos и Stoloffka, а также несколько зданий.
Проект, выполненный в формате премиального апарт-отеля на 750 апартаментов, предполагает возведение четырех высотных башен в 21 этаж и главной башни в 27 этажей. Стоимость инвестиционного проекта составит $133 млн. На территории предусмотрена «продуманная инфраструктура, удобный паркинг и озелененный внутренний двор».
Agalarov Development — многопрофильная компания, которая развивает 10 направлений бизнеса и более 60 проектов. Флагманский проект компании — город-курорт Sea Breeze, где уже реализовано более 2 млн кв. м. жилья.
Фото: Agalarov Development
Wolt
Финский сервис доставки еды и товаров Wolt начал работу в Узбекистане в сентябре. Компания, основанная в 2014 году, активно развивает сеть в 28 странах, включая Грузию, Азербайджан и Казахстан.
В феврале Wolt Enterprises Oy зарегистрировала юрлицо ООО Wolt Texnologiyalari с уставным капиталом 6,15 млрд сумов. Руководителем компании стала Элина Мария Хаккарайнен.
«Яндекс Лавка»
В ноябре в Ташкенте заработал новый сервис быстрой доставки продуктов и готовой еды «Яндекс Лавка», обещающий доставку за 15 минут.
Заказы обрабатываются из трех дарксторов, расположенных на улице Нукус, Арнасай и в массиве Чиланзар. На начальном этапе проект обеспечил рабочими местами 160 человек.
Galmart
В августе первый супермаркет казахстанской сети Galmart открылся в Tashkent City Mall. Магазин площадью 6 тыс. кв.м ориентирован на премиум-сегмент и предлагает широкий ассортимент продуктов, включая готовую кулинарию и товары под собственным брендом.
Супермаркет работает с 10:00 до 23:00 с понедельника по четверг и до полуночи в выходные.
Papa Johns
Американская сеть пиццерий Papa John’s также вышла на рынок Узбекистана. Компания начала работу с января этого года.
При запуске планировалось открыть шесть филиалов в Ташкенте. На данный момент в сеть пиццерий входят 15 локаций: Сайрам, Riviera, Минор, Мирабад, Sayohat, Tashkent City Mall, Compass, Чиланзар, Samarkand Darvoza, Anhor Park, Alfraganus, Кушбеги, Seoul Mun и Nest One.
Pizza Hut
Первый ресторан Pizza Hut открылся в начале июля в зоне фудкорта Tashkent City Mall. Следующая точка планировалась в жилом комплексе Seoul Mun, а до конца года сеть намеревалась открыть еще два ресторана, расширяя свое присутствие на рынке Узбекистана.
Dominos Pizza
В мае Domino’s Pizza открыла первый ресторан в Ташкенте. Узбекистан стал 95 страной, в которой присутствует сеть. Первый филиал расположился на массиве Лабзак, 9А.
Директор Domino’s Pizza Uzbekistan отметил, что крупные торгово-развлекательные центры не являются приоритетом при выборе локаций для новых филиалов.
В компании также подчеркнули, что больше 90% поставок продукции в Domino’s Pizza обеспечиваются местными производителями.
ELLE
В июне медиа-бренд ELLE запустил цифровую платформу и страницы в социальных сетях на узбекском языке, а с сентября начал выпускать печатную версию журнала.
Lagardère Group, владеющая брендом, заключила соглашение с компанией Gemina Publishing о выходе на новый рынок. ELLE Oʻzbekiston стал первым международным глянцевым изданием, выпускающим контент на узбекском языке.
Фото: ELLE Uzbekistan
Bork
В июне в Tashkent City Mall открылся первый магазин российского премиум-бренда бытовой техники Bork. Фирменное пространство занимает 1 тыс. кв.м.
По оценке консультанта по недвижимости Анны Савенко, инвестиции в открытие одного такого магазина, включая отделку, составили около $4 млн.
Neta
Китайский производитель электромобилей NETA Auto представил в октябре свою популярную модель NETA X на рынке Узбекистана, который стал для компании первым в Центральной Азии.
В компании подчеркнули, что выбор Узбекистана в качестве первого рынка в регионе имеет стратегическое значение из-за роли страны как регионального транспортного и экономического узла.
Эксимбанк Китая
Экспортно-импортный банк Китая (Эксимбанк) открыл в Ташкенте региональный офис. Открытие состоялось в ноябре этого года.
Эксимбанк Китая основан в 1994 году. Банк владеет активами на сумму свыше $800 млрд, являясь ведущим китайским финансовым институтом по поддержке внешней торговли и международного экономического сотрудничества.
Новый офис будет координировать деятельность банка в восьми странах: Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане, Азербайджане, Армении и Грузии.
Women in Tech
В марте в Ташкенте начал работу филиал некоммерческой организации Women in Tech, которая занимается продвижением равноправия в IT-сфере, развитием образования и инклюзии женщин в научно-технических специальностях.
Штаб-квартира организации расположена в Париже, а Узбекистан стал 49-й страной, где действует Women in Tech. Ташкентский офис стал первым представительством организации в Центральной Азии.
Sojitz
В июле в Ташкенте открылось представительство компании Sojitz Corporation — одной из крупнейших торгово-инвестиционных корпораций Японии, с офисами более чем в 50 странах мира.
Деятельность Sojitz охватывает такие сферы, как энергетика, инфраструктура, транспорт, недвижимость и химическая промышленность.
Одним из ключевых проектов компании в Узбекистане должно стать строительство медицинского центра в Самарканде стоимостью $300 млн, начало которого запланировано на 2025 год.
Azimut Hotels
Российская сеть гостиниц Azimut Hotels в июле открыла новый 4-звездочный отель в центре Ташкента на улице Шота Руставели.
AZIMUT Hotels — крупнейшая российская сеть отелей с географией присутствия по всей России. В сеть входят более 60 отелей и санаториев в более 40 городах, общий номерной фонд составляет более 10 тыс. номеров.
Решение о выходе на рынок Узбекистана в Azimut Hotels объяснили высоким спросом на гостиничные услуги среди путешественников в этом регионе.
Ritz-Carlton
В феврале стало известно о планах строительства гостиницы бренда Ritz-Carlton в Ташкенте. Информация была включена в инвестиционную программу на I квартал 2024 года, утвержденную Кабмином 14 февраля. Ritz-Carlton — международный бренд класса люкс, специализирующийся на управлении 5-звездочными отелями и курортами.
Сдача 5-звездочного отеля на 150 номеров запланирована на 2026 год. Реализацией проекта занимается PD Estates — дочерняя компания Pasha Development, которая принадлежит азербайджанскому Pasha Holding.
Общая стоимость проекта составит $200 млн, из которых $7 млн инвестиций было запланировано освоить до конца квартала.
Sellty
Российский разработчик платформы для создания B2B-интернет-магазина Sellty в январе объявил о выходе на рынок Узбекистана.
В российском IT-стартапе выбор узбекистанского рынка объяснили тем, что местный бизнес готов к внедрению современных технологических решений и может быть заинтересован в автоматизации оптовых продаж.
В республике Sellty предлагает автоматическую загрузку товарных позиций на витрины, управление группами и категориями товаров, ведение индивидуальных ценовых соглашений с контрагентами, функциональность мультискладов, интеграцию с 1С и другие инструменты.
Adamas
Российская ювелирная сеть «Адамас» в июле открыла магазин в Самарканде.
Российская компания также собиралась открыть свои магазины в Ташкенте. До конца года в сети планировала открытие как минимум 20 новых зарубежных локаций.
«Арнест Упаковочные Решения»
В октябре российская компания «Арнест Упаковочные Решения» подписала соглашение о создании в Узбекистане производства алюминиевой тары.
Завод планируется построить в специальном промышленном парке Навои. Инвестиции составят около $100 млн, а запуск производства запланирован на осень 2025 года. На предприятии будет создано более 200 рабочих мест, а мощность составит 1,5 млрд банок в год.
Компания специализируется на производстве алюминиевых банок и крышек для напитков и уже управляет заводами в Московской, Ленинградской, Ульяновской и Челябинской областях. Новый проект позволит укрепить позиции на рынках Центральной Азии и Закавказья.
Кто еще может выйти на рынок страны
Tatler
В августе журнал Tatler объявил о запуске Tatler Kazakhstan и расширении своего присутствия в Центральной Азии и тюркских странах. Издание будет выпускаться в Казахстане, Турции, Азербайджане и Узбекистане.
Планируется, что печатная и электронная версия Tatler будут запущены в Узбекистане и других странах региона в 2025 году.
Фото: Tatler UK
Евразийский банк
Евразийский банк — коммерческий банк Казахстана с 25-летней историей развития, который входит в десятку крупнейших банков страны по размеру активов. Агентство по регулированию и развитию финансового рынка Казахстана разрешило Евразийскому банку работу в Узбекистане в конце 2022 года.
В мае 2023 года регулятор выдал казахстанскому Евразийскому банку предварительное разрешение на открытие дочерней организации, а в январе 2024 оформил лицензию.
Банк должен был начать работу в республике до конца года.
«Леди Прима»
Челябинская компания «Леди Прима» и отечественная Asia Invest Textile подписали соглашение об открытии текстильной фабрики в Самарканде.
Стоимость инвестиционного проекта составила около 130 млн рублей ($1,5 млн), а открытие предприятия запланировано на 2024−2025 годы.
Одной из причин расширения в Узбекистан стала нехватка квалифицированных кадров в Челябинской области, которых «все сложнее и сложнее находить». Руководитель службы снабжения «Леди Прима» отметил, что в Самарканде имеются все необходимые ресурсы и кадры.
Vodafone
В 2025 году британский оператор сотовой связи Vodafone планирует выйти на рынок Узбекистана.
Мажоритарный акционер InfinBank и основатель текстильной компании UzTex Group Фарход Маматджанов рассказал, что его группа компаний начала новый проект в сфере телекоммуникаций. Он сообщил о запуске мобильной связи 5G Stand Alone (SA) в сотрудничестве с британской компанией Vodafone.
Объем инвестиций составляет €250 млн.
Geely
В ноябре китайский автомобильный бренд Geely сообщил об активной подготовке к выходу на рынок Узбекистана.
Компания запланировала официальный запуск на второй квартал 2025 года. Менеджер по коммуникациям и бренду Леви отметил, что перед этим Geely должна провести ряд исследований рынка и организовать тест-драйвы.
После изучения предпочтений потребителей Geely представит свои модели, включая гибридные автомобили и электромобили по соседству.
Kwaaka
Казахстанский стартап Kwaaka привлек средства от Most Ventures для запуска в Узбекистане и Грузии. Компания уже зарегистрировала юридическое лицо в Узбекистане.
Kwaaka предоставляет заведениям общепита единую панель управления заказами, интегрируя службы доставки с кассовыми системами ресторана. Также стартап разработал инструмент, который позволит общепиту быстро запускать собственные сервисы доставки с сайтом и приложением.
Полномасштабный запуск сервиса планировался в начале третьего квартала. В компании отметили спрос на решения Kwaaka на местном рынке.
Xsolla
Компания Xsolla анонсировала планы по развитию экосистемы разработки игр в Узбекистане. Xsolla — международная технологическая компания, специализирующаяся на разработке решений для монетизации, дистрибуции и маркетинга в игровой индустрии.
Одной из ключевых инициатив должно было стать открытие Game Development Academy — Академии разработки игр, которая будет поддерживать развитие местной геймдев-индустрии и помогать специалистам повышать свои навыки.
В сотрудничестве с IT Park компания намеревалась создать в Узбекистане всеохватывающую экосистему для игрового сектора. В рамках этого проекта планируется привлечение в страну крупных игровых студий, что откроет новые перспективы для индустрии.
«Суши Wok»
Российская сеть магазинов и доставки японской и паназиатской кухни «Суши Wok» планирует выйти в Узбекистан.
«Другой перспективный рынок — это Узбекистан, тоже очень большой и очень активно развивающийся. Там сейчас мало заведений подобной кухни, и в основном это дорогие рестораны, также недоступные для массового потребителя», — поделился управляющий партнер компании Константин Сагалов.
«АвтоВАЗ»
Российский автопроизводитель «АвтоВАЗ» прорабатывает стратегию возвращения на рынок Узбекистана в этом году. Директор по экспорту компании Илья Савинов, что российская компания планирует локализацию производства автомобилей и ведет на эту тему переговоры с местными партнерами, которых представитель «АвтоВАЗа» отказался называть.
В ближайших планах автопроизводителя — представить на местном рынке модели Lada Niva Legend, Granta, Vesta SW Cross и Largus.
«БелАЗ»
В апреле БелАЗ объявил о планах строительства сборочной площадки для карьерной техники в Узбекистане.
По словам гендиректора Haul Trucks, площадка будет включать полный цикл сборки с крупноузловой сборкой, покрасочными камерами и полигоном для испытаний. Уровень локализации производства планируется довести до 30%.
На первом этапе ожидалось производство до 20 самосвалов в год, но место реализации проекта еще обсуждалось с местными партнерами.
Узнать, какие компании выходили на рынок Узбекистана в предыдущие годы, можно в подборках за каждый год: 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 и 2023.