Another World — международная сеть VR-арен, присутствующая в 32 странах мира. Шахзод Исламов привез эту франшизу в Узбекистан.

Изначально он планировал открыть флайт, считая этот проект перспективным. Однако после анализа стало ясно, что окупаемость в 16 лет делает идею слишком рискованной. Это заставило его пересмотреть свои планы и сосредоточиться на другом направлении.

Шахзод обратил внимание на VR-технологии — инновационное и популярное решение с более низким порогом входа. Заключив договор с международной франшизой, он вложил более $100 тыс. и открыл VR-арену в Ташкенте.

Уже через девять месяцев проект полностью окупился. Это вдохновило Шахзода на дальнейшее развитие, и вскоре был открыт второй филиал.

В интервью Spot он рассказал, как отказ от запуска аэротрубы с 16-летним сроком окупаемости привел его к созданию VR-бизнеса, окупившегося за девять месяцев. Шахзод поделился о трудностях на старте и о принципах работы с клиентами. Также он рассказал о наплыве посетителей в первый день, который в следствии помог упорядочить клиентские потоки и избежать очередей.

Сегодня Шахзод активно участвует в управлении и планирует выйти за рамки VR-игр, запустив интерактивные комнаты с инновационным световым полом.

Как все начиналось

До того, как я решил заняться своим бизнесом, я работал в найме в сфере финансов. Несмотря на успешную карьеру, мне хотелось создать что-то свое.

Раздумывая над идеями, я вспомнил свою поездку в Америку, где прыгал с парашютом и летал в аэротрубе. Как для любителя драйва, это были незабываемые впечатления и я решил открыть флайт в Ташкенте. Я понимал, что сфера интересная, но очень дорогая. На тот момент — два года назад — запуск проекта с минимальным оборудованием обходился в $2 млн. Перед поиском инвесторов я решил поговорить со знакомым, который уже владел таким бизнесом в России. После разговора с ним, я отказался от этой идеи, так как окупаемость такой инвестиции составляет 16 лет. Это было много, даже при том, что проект стабильном мог приносить доход в $20−30 тыс. в месяц.

vr-игры

Фото: Хикмат Нигматуллаев / Spot

Я начал искать другие идеи в сфере развлечений, при этом хотелось предложить что-то новое рынку. Спустя месяц поисков я случайно увидел концепцию VR. Изучив ее, решил, что буду работать по франшизе, так как у самого не было никакого опыта. Нашел четыре франшизы в России: связался со всеми и полетел на переговоры. После разговора с представителями компаний, решил остановить свой выбор на Another World по двум причинам: разнообразие предоставляемых игр и возможность охватить большое количество участников.

Головной офис Another World находится в Новосибирске. Интересно, что VR-арена в Ташкенте открылась еще до того, как франшиза пришла в Северную Америку, Мексику или Дубай. В 2023 году франшиза насчитывала около 70 локаций, но сегодня сеть включает более 300 точек по миру.

Мы заключили договор, и я внес паушальный взнос в размере $20 тыс. Условия по роялти согласовали на уровне 15%. Для покрытия этих и других стартовых расходов я использовал собственные накопления, что позволило избежать крупных кредитов и снизить финансовые риски. Дальше я начал искать помещение, что оказалось сложным, так как нужна достаточно большая площадь для игр. Чтобы снизить затраты, я присматривался к районам подальше от центра. Мне удалось найти помещение чуть дальше Рисового базара, оно и стало нашим первым филиалом. Помещение было пустым, без отделки, поэтому мы приступили к ремонту, который занял два месяца и обошелся дороже всего — $75−80 тыс.

Оборудование вышло в разы дешевле ремонта — $25 тыс. Был вариант взять его у франчайзера, но я понимал, что будут проблемы с доставкой и растаможкой, поэтому решил купить сам. Забавно было видеть реакцию продавца, когда я захотел купить 20 шлемов для игр, ведь тогда их только начинали ввозить в Узбекистан и покупали не более одной штуки.

Общая сумма запуска составила $140 тыс., включая ремонт, оборудование, паушальный взнос и маркетинг.

Подготовка к открытию началась с активной рекламы. За месяц до запуска я выложил несколько роликов в Instagram и попросил друзей сделать репосты. Для дополнительного охвата подключил таргетированную рекламу с бюджетом $1 тыс.

В Another World в Ташкенте представлено 11 игр в жанрах приключений, шутеров и фантастики. Игры франшизы не доступны для онлайн покупки, франчайзер предоставляет их перед открытием. Они разделены на соревновательные и командные против врагов. Также есть спокойные варианты для детей, как танцы или рыбалка. Игры подходят для участников от 6 лет, сеанс длится 1 час, а максимально могут играть до 30 человек.

Цены на простые игры составляют 150−200 тыс. сумов. При организации корпоративов или дней рождения стоимость варьируется от 1,7 млн до 7,8 млн сумов. Итоговая стоимость мероприятия зависит от количества участников, продолжительности игры и дня недели. В выходные, из-за высокого спроса, цены выше.

Фото: Личный архив

Постепенное расширение

Открылись мы 1 января 2023 года. Сначала мы с братом сами работали на арене, рассчитывая, что справимся вдвоем. Однако уже в первый день пришло 70 человек вместо ожидаемых 35−40. Мы не были готовы к такому наплыву посетителей: система записи клиентов не была автоматизирована, люди приходили спонтанно, из-за чего образовывались очереди.

Через две недели стало понятно, что нам необходима дополнительная помощь. Мы начали формировать команду и первым сотрудником стал человек, который впоследствии возглавил управление первым филиалом. Для полноценной работы нужно было как минимум три человека на смену.

Также мы ввели предварительную запись, чтобы снизить нагрузку и упорядочить поток клиентов. Тем не менее возникали случаи, когда клиенты бронировали время, но не приходили. Таким образом, на третью неделю была внедрена система предоплаты.

Первые три месяца я активно работал на площадке, полностью погружаясь во все процессы. Этот опыт помог мне глубже разобраться в деталях бизнеса: от управления до обслуживания клиентов, и наладить стабильную работу арены.

Вложенные средства окупились через девять месяцев. Я понял, что спрос растет и мы можем расширяться, поэтому занялся поиском помещения для второго филиала.

Я не хотел тратить много времени на поиск помещения, нашел подходящее и начал капитальный ремонт. Мы сносили стены, сделали полную перестройку помещения — за все время ремонта мы вывезли около 30 КАМАЗов мусора.

Открытие новой локации оказалось легче благодаря набранному опыту, но по стоимости вышло в два раза больше — $240 тыс. Второй филиал дороже по себестоимости, из-за этого и цены немного выше, чем в первом.

Оборудование здесь обошлось в разы дороже, потому что помимо шлемов на которые ушло $27 тыс., мы купили тактильные жилеты за $48 тыс. Недавно мы добавили интерактивную игру «Пол это лава» — это проект Another World, который обошелся в $30 тыс.

Фото: Хикмат Нигматуллаев / Spot

Первая локация находится на улице Ферганский тупик, с арендной платой $3 тыс. в месяц. Вторая локация расположена на улице Фурката, в центре города, поэтому аренда там дороже — $6 тыс.

В будние дни к нам приходит 250 человек. Основной трафик делают выходные дни — 500−700 игроков. Субботы и воскресенья обычно начинаются с дней рождения, которые проходят до 19:00, а вечерами приходит взрослая аудитория. В месяц мы проводим 200−250 игр.

Так как основные клиенты — это семьи с детьми от 6 лет, то работа с ними — важная часть нашей деятельности. Организация дней рождения — одна из самых сложных, но интересных задач. Обычно праздник длится три часа: два часа игры и один час в лаундж-зоне для отдыха и перекуса.

Инструктаж перед игрой — самый сложный этап, так как детям трудно долго концентрироваться. Мы стараемся объяснять правила доступно и интересно, чтобы процесс игры был безопасным и организованным. Иногда приходится быть строгими, о чем заранее предупреждаем родителей. Это может выглядеть как грубость, но важно соблюдать время и гарантировать безопасность ребенка. Наши сотрудники постоянно присутствуют в игровой зоне, чтобы следить за безопасностью и ходом игры.

Я люблю детей и знаю, как с ними общаться. Если пришлось поругать во время игры, обязательно хвалим после. Такой подход оставляет положительные впечатления.

Тонкости бизнеса

На текущий момент второй филиал приносит 80% всей прибыли. Это заставляет задуматься о переносе первой локации ближе к центру, чтобы сбалансировать загрузку и увеличить трафик. Хотелось бы открыться в торговом центре, но аренда слишком высокая. К примеру, в Москве аренда в ТЦ за квадратный метр начинается от $20, а у нас — минимум $40. Для помещения площадью 400−500 кв. м. аренда в месяц составит около $20−25 тыс.

С ростом конкуренции и личным, я решил усилить маркетинг: увеличил сумму на тергет до $2 тыс, подключил Яндекс.Директ и Google Ads, что обходится еще в $2 тыс в месяц. Полгода назад подключили рекламу через поисковые запросы и продвижение на Яндекс.Карте.

Интересная тенденция: клиенты все чаще бронируют даты за месяц до мероприятия. Радует, что люди выбирают нас, ведь мы превзошли изначальный бизнес-план. Мы планировали принимать 1200 посетителей в месяц, а уже с первого месяца привлекли 1600. Эта цифра остается стабильной с минимальными колебаниями в 10%.

Средний ежемесячный оборот составляет 200−250 млн сумов. 60% прибыли делают дни рождения, 15%- корпоративы, остальные 25% — простые игры. При таких оборотах маржинальность равна 25−30%.

Большая часть средств уходит на аренду, рекламу, зарплату работников и оплату роялти. Минимальные ежемесячные расходы равны 165 млн сумов.

vr-игры

Фото: Хикмат Нигматуллаев / Spot

Самое важное — довольные клиенты, независимо от обстоятельств. Я стараюсь придерживаться принципа «клиент всегда прав». В бизнесе, где ежедневно работаешь с людьми, важно уметь приглушить свое «Я» и контролировать эмоции.

Я постоянно нахожусь на арене, вижу все происходящее, и многие воспринимают меня как обычного сотрудника. Иногда возникали ситуации, когда я вступал в споры с клиентами, злился и даже ругался. Со временем я понял, что конфликты приводят только к одному — потере клиента. Для меня всегда в приоритете то, чтобы человек ушел довольным. Я понимаю, что потеря одного клиента может повлиять на репутацию и привести к тому, что он поделится негативным опытом с другими. Это риск, который лучше избежать.

Планы

Я решил дальше развиваться в сфере развлечений, но уже без VR-игр. В планах запустить новое направление — пиксельные квесты. В отдельных комнатах будет интерактивный световой пол, где дети и взрослые смогут играть, бегать, прыгать и т. д.

Мы ищем помещение для этого проекта, и могу уверенно сказать, что в Узбекистане такого еще нет и мы будем единственными, так как мы выкупили права на этот проект. Пока я в него вложил только $37 тыс., и думаю это не последнее вложение. Мы хотели запускать этот проект до конца года, но из-за того, что у арендодателя возникли проблемы со зданием, дата запуска неизвестна.