Строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан планируется начать 27 декабря. Об этом на третьем Народном курултае рассказал делегатам кыргызстанский президент Садыр Жапаров.

По его словам, проект строительства трехсторонней железной дороги «десятилетиями пылился на полках». Глава государства выразил надежду, что «стройка века» позволит открыть новые возможности для торговли, туризма и промышленности.

«Когда мы начинали этот проект, были те, кто в него не верил, считая его сказочным. Однако сегодня вы все стали свидетелями того, что это реализуемый проект. 27 декабря начнутся официальные работы по строительству этой дороги. Она станет стратегическим мостом, соединяющим Восток и Запад», — заявил Садыр Жапаров.

20 декабря состоялась церемония подписания Инвестиционного соглашения между Кабмином Кыргызстана и ОсОО «Железнодорожная компания «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». В церемонии подписания участвовал посол Узбекистана в Бишкеке Саидикрам Иязходжаев.

В свою очередь, вице-премьер, министр водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызстана Бакыт Торобаев отметил, что день подписания инвестиционного соглашения можно считать историческим днем для трех стран-участниц проекта.

Трехсторонняя железная дорога

В сентябре 2022 года Узбекистан, Кыргызстан и Китай согласовали маршрут железнодорожной ветки длиной 454 км. Решение финансового аспекта задачи стало одним из главных предметов последующих обсуждений.

Замминистра транспорта Узбекистана Жасурбек Чориев оценивал проект в $5 млрд и назвал создание консорциума одним из возможных вариантов решения. В свою очередь, кыргызстанский премьер-министр Акылбек Жапаров называл цифру в $8 млрд.

Итоговое соглашение о строительстве железнодорожной ветки было подписано в июне этого года. Доля Узбекистана и Кыргызстана в совместной проектной компании составит по 24,5%, оставшийся 51% будет принадлежать Китаю.

железная дорога, китай, кыргызстан

Фото: пресс-служба президента

Стоимость проекта, по словам директора «Кыргыз темир жолу» Азамата Сакиева, оценивается в $4,7 млрд. Половину этой суммы профинансируют страны-участницы в соответствии с долями в проекте, еще $2,35 млрд выделит Пекин в виде некоммерческого кредита.

В июле Шавкат Мирзиёев утвердил выделение «Узбекистон темир йуллари» $255 млн на реализацию проекта. Первые $14 млн будут выделены до конца нынешнего года.

В ноябре Минтранс и ЕБРР обменялись мнениями о возможностях финансирования строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан.

Ранее Spot писал, что cтруктура «Узжелдорпасса» проиграла апелляцию по решению Комитета по конкуренции.