Заместитель министра энергетики Умид Мамадаминов сообщил о повторном подключении к сети электрозаправок, которые были отключены по неизвестным причинам в середине декабря 2024 года.

По его словам, если с 2016 по 2020 год в Узбекистан завезли всего 1172 электромобилей, то в 2021 году — 1254 штук, 2022 году — 3641, 2023 году — 21 469, 2024 году — 16 471. Сейчас в стране число электрокаров достигает 44 тыс, из которых более 25 тыс. приходятся на Ташкент.

Замглавы Минэнерго отметил, что, согласно международной практике, на каждые 10−15 электромобилей должна приходиться минимум одна зарядная станция. Таким образом в Узбекистане необходимо установить как минимум 2934 электрозаправки — в том числе 1650 штук в столице.

«В середине декабря в результате проведенного рейда соответствующими органами было изучено соответствие субпотребителей определенным требованиям. После изучения в этот же день целый ряд зарядных станций был отключен от электросети. После вмешательства Министерства энергетики станции, в которых не были обнаружены недостатки, были обратно подключены к сети. Только 11 станциям, которые не соответствовали техническим и другим требованиям, дали время на решение вопросов с документацией. На сегодняшний день они также подключены к сети, и в Ташкенте нет ни одной отключенной зарядной станции», — рассказал Умид Мамадаминов.

Однако замминистра энергетики подчеркнул, что предприниматели, установившие электрозаправки в качестве субабонентов, должны обратиться в филиалы «Региональных электросетей», изменить свои технические требования и определить мощности. Сейчас из 500 зарядных станций в столице лишь 103 единицы соответствуют техническим условиям.

По состоянию на 1 ноября 2024 года, в Узбекистан импортировали 5417 станций зарядки электромобилей, что требовало оформление технической документации на каждую единицу ввезенной продукции, отметил чиновник.

«Со следующего года для владельцев станций зарядки электромобилей планируется предоставить удобства и льготы. Согласно разрабатываемому сейчас проекту указа, в пиковые часы — утром с 6:00 до 10:00 и вечером с 17:00 до 22:00 — будут действовать повышающие коэффициенты на зарядку электрокаров, а в ночное время — понижающие», — анонсировали в Минэнерго.

Отключения электрозаправок

В середине декабря Spot со ссылкой на нескольких участников рынка писал о принудительном отключении в Узбекистане станций зарядки электромобилей. В одной компании заявили о примерно 20 отключенных станциях, расположенных в основном в Ташкенте. В другой компании отметили, что отключенных от электросети заправок «достаточно много».

Участники рынка рассказали о том, что их не предупреждали об отключениях, также не предоставив правовые документы. О них компании узнали постфактум во время мониторинга работы станций.

Предприниматели посетовали на то, что независимо от работы электрозаправок у них остаются обязательства по оплате аренды и других платежей. Также отключения станций привели к недовольству клиентов, что наносит ущерб репутации компаний.

Кроме того, 14 декабря одна из компаний получила письма от районных отделов кадастра Ташкента с требованием в течении 15 дней демонтировать зарядные станции, установленные на парковках кафе и ресторанов, бизнес-центров, а также на прилегающих территориях.

Пресс-секретарь Министерства энергетики Хасан Тошходжаев заявил Spot, что со стороны ведомства никакие ограничения на работу электрозаправок не вводились. Минэнерго является сторонником популяризации электромобилей в Узбекистане, подчеркнул он.

Депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Нуриддин Султонов направил депутатский запрос по отключенным электрозаправкам в Минэнерго и Агентство по кадастру.

Ранее Spot писал, что в Ташкенте с мая удвоилось число станций зарядки электромобилей.