BNPL-сервисы и сервисы рассрочки крайне востребованы на мировом рынке: по прогнозам, с 2021 по 2026 годы глобальный объем таких транзакций вырастет почти на $450 млрд. Это направление активно развивается и в Узбекистане, где финтех-рынок демонстрирует быстрый рост, а безналичные платежи набирают популярность.

Бехзод Ботиров, сооснователь UPay, в колонке для Spot рассказывает о ключевых преимуществах сервисов рассрочки, текущих трендах в этом сегменте и о том, чего сегодня не хватает индустрии для устойчивого развития.


Примечание редакции: BNPL («Buy now pay later» — «Купи сейчас, заплати потом») — сервис, который позволяют оплатить товар частями. При этом BNPL — это не рассрочка и не кредит. Главное отличие — отсутствие кредитного договора с банком и проверки доходов. Кроме того, рассрочка может быть на более длительный срок, чем BNPL (например, на 6 или 12 месяцев). В BNPL же чаще всего оплата покупки делится на 4 части по 25%, и клиент вносит ее в течение двух месяцев. BNPL часто не имеет процентов, тогда как рассрочка может включать проценты или комиссии в зависимости от условий. BNPL чаще используется для мелких и средних покупок в интернет-магазинах, в то время как рассрочка применяется для крупных товаров


bnpl, рассрочка

Бехзод Ботиров,

сооснователь UPay.

Сервисы BNPL и рассрочки предлагают эффективный инструмент для развития малого бизнеса и удобное решение для покупателей. Потребители могут приобрести товар, а оплату отдавать равными частями в течение заранее оговоренного времени (как правило, до года). Более того — часто рассрочка предоставляется без дополнительной наценки. Такая модель позволяет покупателям не только избежать крупных единовременных расходов, которые могут быть чувствительными для бюджета, но и ускорить приобретение более дорогих и качественных товаров, не прибегая к традиционным кредитам с высокими процентными ставками.

С другой стороны, бизнесу BNPL помогает увеличивать товарооборот и средний чек. Клиенты чаще совершают покупки, зная, что оплатят их частями, и выбирают более широкий ассортимент товаров. Это позволяет предпринимателям ускорить реализацию товаров, расширять линейку и увеличивать объемы продаж. Кроме того, BNPL помогает охватывать новую аудиторию — студентов, недавних выпускников и многодетные семьи. Наконец, клиенты становятся более лояльными к продавцам, которые такую опцию предлагают.

Особенности рынка

Розничные сети Узбекистана уже давно предлагают клиентам рассрочку на покупку товаров. В 2019—2020 годах к этому процессу подключились и финансовые организации, начав разработку собственных инструментов. В результате общий объем товарооборота (GMV) на рынке BNPL и POS-финансирования — кредитов, которые выдаются непосредственно в торговых точках — в 2023 году достиг $450−500 млн.

Две трети рынка рассрочки в Узбекистане занимают сервисы Alif Nasiya и Uzum Nasiya. В последнем, на фоне роста популярности онлайн-шоппинга и цифровых банковских сервисов, объем выданных рассрочек за первые 9 месяцев 2024 года увеличился более чем вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Показательно также, что обе компании недавно привлекли финансирование: Alif Uzbekistan получил $5 млн от британского фонда Cur8 Capital на развитие сервиса рассрочки Alif Nasiya, а Uzum — более $100 млн, которые пойдут в том числе на продукты в сфере необеспеченного кредитования физических лиц и фондирование рассрочки.

Самыми популярными товарами для покупки в рассрочку остаются электроника и бытовая техника. Эти категории традиционно отличаются высокой стоимостью, но рассрочка позволяет снизить нагрузку на семейный бюджет и при этом получить новый желаемый товар, например, последнюю модель iPhone сразу после выхода. Интересно, что 77% рынка в Узбекистане сегодня приходится на офлайн-предложения, которые появились задолго до онлайн-сервисов. Один из крупнейших игроков, Ishonch, работает исключительно в офлайне. А вот ZOOD — именно в онлайн-сегменте.

Начать оказывать услуги рассрочки в Узбекистане сегодня относительно просто — не нужно открывать филиалы и согласовывать свои операции с центральным банком, как это делают микрофинансовые организации. Предлагать их может любая торговая организация на основе договорных обязательств с конечным потребителем, сотрудничать ни с банками, ни с МФО не придется. Механика обычно простая: игроки выкупают товар в офлайн- или онлайн-магазинах, включая маркетплейсы, за полную стоимость или со скидкой и продают их в рассрочку.

Невозвраты и данные: вызовы рынка

Развитие индустрии в Узбекистане не обходится без сложностей, одна из которых — невозвраты. Пока это не стало массовым явлением, но примеры есть. Один из самых популярных товаров, продаваемых в рассрочку, — мобильные телефоны. Однако у продавцов часто возникают проблемы: клиент может внести первый платеж вовремя, задержать второй, а затем и вовсе перестать выплачивать долг. Еще одна сложность связана с тем, что часть устройств до сих пор завозится в Узбекистан в серую и не проходит обязательную регистрацию в системе UZIMEI для учета IMEI-кодов.

Решением может стать модель «смартфон по контракту». Мобильный оператор и клиент заключают договор, согласно которому пользователь ежемесячно выплачивает не только абонентскую плату, но и часть стоимости устройства — такой подход широко применяется во многих странах. В Великобритании, например, оператор O2 предлагает долгосрочные контракты на 12, 24 или 36 месяцев — стоимость смартфона распределяется на равные ежемесячные платежи, включенные в абонентскую плату. Если клиент перестает вносить платежи, оператор может заблокировать телефон по IMEI-коду, сделав его бесполезным даже при попытке использования у других операторов. В перспективе эту механику можно распространить на другие устройства, такие как планшеты и ноутбуки. Это позволит снизить риски для компаний-поставщиков и одновременно обелить рынок.

Интеграция сервисов рассрочки с государственными информационными системами, электронным судопроизводством и бюро принудительного исполнения также может существенно снизить риски невозвратов. С развитием микрофинансового рынка ожидается рост долговой нагрузки на граждан. В августе стало известно, что предельную сумму микрокредита увеличат до 300 млн сумов. Это одновременно расширяет возможности для предпринимателей, но также может привести к повышению закредитованности населения и увеличению объема проблемных кредитов.

Неплательщики могут продолжать пользоваться услугами сервисов рассрочки, что создает дополнительные риски для системы. Для возврата средств компаниям нередко приходится прибегать к жестким мерам, включая судебные разбирательства. Взаимообмен данными между государственными и частными системами может стать эффективным решением. Он позволит, с одной стороны, улучшить скоринг на этапе выдачи рассрочки, а с другой — ускорить исполнение судебных решений. Кроме того, интеграция данных позволит агрегировать информацию о недобросовестных покупателях. Это поможет ограничить их доступ не только к услугам рассрочки, но и к кредитам, которые предоставляют микрофинансовые организации и банки.

Главные тренды: рассрочка на услуги и карты рассрочки

Один из ключевых трендов узбекистанского рынка — работа сервисов рассрочки через микрофинансовые организации (или оформление ими МФО-лицензий). Uzum Nasiya и ZOOD уже получили необходимые разрешения. Операционная модель на основе МФО позволит им оказывает более широкий спектр финансовых услуг — в частности, они смогут выдавать кредиты.

Более того, наличие лицензий позволит таким сервисам предлагать рассрочку не только на физические товары, но и на услуги. В настоящее время такая возможность есть лишь у специализированных компаний, например, туристических агентств. Это направление особенно перспективно, учитывая, что стратегия «Узбекистан-2030» предусматривает увеличение числа внутренних туристов до 25 млн к 2030 году.

Интересным направлением может стать рассрочка на организацию мероприятий, таких как свадьбы или дни рождения. Также потенциально перспективными могут быть и «услуги на понтах» — например, тонировка автомобиля. И, конечно, актуальна тема рассрочки в сфере обучения — образование в Узбекистане развивается стремительно и за последние 7 лет количество вузов увеличилось с 77 до 210. Постепенно появляются и онлайн-курсы: например, в 2023 году IT Park совместно с Coursera запустил отечественную платформу Uzbekcoders.uz. Рассрочка на дополнительное образование позволит специалистам повысить квалификацию или даже сменить профессию, не дожидаясь накопления всей суммы для оплаты.

Другое перспективное направление — карты рассрочки. Такой продукт уже предлагает Solfy и AnorBank. Недавно свое решение представил ZOOD в партнерстве с Mastercard. Эти карты позволяют приобретать товары в рассрочку у магазинов-партнеров, а в мобильных приложениях пользователи могут отслеживать график выплат и доступные лимиты.

Успешность продукта определяет количество B2B-партнеров, товары которых можно приобрести в рассрочку. На этом фоне перспективно выглядит Uzum Nasiya — сервис позволяет покупать в рассрочку у более чем 5 тыс. партнеров онлайн и офлайн, а также оплачивать товары на Uzum Market, к которому подключены более 12 тыс. предпринимателей по всей стране.

Прозрачность без барьеров

Сейчас рынок рассрочки в Узбекистане не зарегулирован. Изменения в этой области необходимы, но законодательство не должно быть слишком жестким — это помешает развитию индустрии. На мой взгляд, в отдельных лицензиях для таких игроков необходимости нет. Однако новые компании должны уведомлять о старте работы центральный банк и налаживать взаимообмен информацией с налоговыми и кредитными реестрами.

В частности, им необходима интеграция с CRIF и «Кредитно-информационным аналитическим центром». С одной стороны, это позволит получать информацию о кредитном рейтинге заемщика, проводить KYC и AML и принимать решение о возможности рассрочки. Лидеры рынка уже используют для скоринга до 250 параметров. С помощью машинного обучения они анализируют информацию из кредитных бюро и государственных учреждений, операции по карте и поведение покупателя на электронных площадках. Но такая всесторонняя проверка для большинства сервисов рассрочки пока не характерна.

С другой стороны, интеграция позволит пополнять базы данных кредитных бюро, чтобы другие сервисы рассрочки и МФО обладали максимально полной информацией о кредитоспособности клиента и не выдавали ему займы в случае, если он не оплачивает рассрочку. Это поможет снизить риски для всех игроков рынка. Пока же объем проблемных кредитов в МФО постепенно растет: по состоянию на первое октября он перешел отметку в 200 млрд сумов.

Повысить прозрачность индустрии и сократить случаи мошенничества также могут решения для идентификации физических лиц. По данным ЦБ, все чаще злоумышленники оформляют онлайн-кредиты на имена граждан через мобильные приложения банков, используя социальную инженерию. Так что пользователи теперь должны проходить биометрическую идентификацию в процессе подачи заявки на кредит через приложение. Похожие инструменты могут пригодиться и сервисам рассрочки: вместе со скоринговыми моделями это позволит снизить риски провайдеров до минимума.

В заключение

Развитие рынка рассрочки в Узбекистане находится на подъеме, с огромным потенциалом для расширения как в сегменте товаров, так и услуг. По прогнозам KPMG, объем GMV для BNPL и POS-финансирования может вырасти в 4,1 раза с 2023 по 2027 год, а доля транзакций с ними в e-commerce достигнет 22% по сравнению с 19% сегодня. Ключевыми факторами успеха для индустрии станет грамотное управление рисками, интеграция с государственными системами и, конечно, создание продуктов, которые отвечают запросам потребителей.