Маркетплейсы во всем мире уже стали одними из крупнейших по числу посетителей и объему трафика платформ. И Узбекистан не исключение — только за прошлый год приложение Uzum Market скачали более 15 млн раз. О том, как продавцы и бренды могут использовать сервисы маркетплейса для повышения продаж, рассказала Татьяна Журилова, руководитель отдела медиабаинга национальной экосистемы.

Что такое ритейл-медиа?

Ритейл-медиа — это различные инструменты маркетинга на платформе, где происходит продажа товаров. Например, это могут быть сайт или мобильное приложение маркетплейса. Так, продавцы Uzum Market уже могут использовать инструменты ритейл-медиа, даже не зная, как это называется. В Узбекистане это направление появилось недавно и сейчас проходит стадии принятия. Компании все еще используют телевизионную или наружную рекламу, радио, BTL-активности, но в то же время все больше компаний уже активно тестируют и внедряют инструменты ритейл-медиа в своих маркетинговых стратегиях.

Чем продвижение на маркетплейсе отличается от «традиционных» маркетинговых каналов?

Главные отличия ритейл-медиа — цели и уровень прозрачности. Традиционные каналы нацелены на широкий охват и информирование о продукте, и они отлично справляются с задачей увеличения узнаваемости бренда. Однако отслеживать прямую связь между такой рекламой и конечными продажами сложнее. Косвенные методы, такие как QR-коды или спайк-анализ, могут помочь, но не всегда дают полную картину поведения пользователя.

Ритейл-медиа, в свою очередь, предоставляет более детализированную информацию, позволяя отслеживать каждое действие покупателя на платформе, будь то посещение сайта или взаимодействие с приложением. Это дает возможность точнее оценивать, как реклама влияет на покупателя на разных стадиях воронки продаж, и позволяет рассчитать ROI, что делает рекламные кампании более измеримыми и управляемыми.

Uzum Market для многих узбекистанцев уже стал синонимом маркетплейса. Какие маркетинговые инструменты есть на вашей платформе?

Сейчас у нас есть несколько инструментов:

  • баннеры на главной странице или в каталоге;
  • размещение товаров на полках;
  • иконки в меню;
  • SMS;
  • пуш-уведомления;
  • Email-рассылки.

Мы также используем digital-рекламу через Google Ads, Meta Ads Manager, «Яндекс Директ», с привязкой к товарам. Также мы задействуем традиционные медиа — ТВ-рекламу, наружную рекламу, включая пункты выдачи заказов маркетплейса.

Сочетание инструментов создает комплексную стратегию «Маркетинг 360», когда клиент встречается с рекламой на разных этапах своего покупательского пути, что усиливает запоминаемость бренда.

Компания получает полный пакет услуг:

  • разработку стратегии;
  • настройку рекламных кампаний;
  • доступ к различным рекламным инструментам на платформе;
  • аналитику, позволяющую отслеживать результативность и оптимизировать кампании.

Маркетплейс достаточно много знает о своих пользователях, как бренды могут использовать эти данные для своего маркетинга? Насколько это безопасно?

Благодаря данным о поведении пользователей, бренды могут лучше понять, какие товары интересуют аудиторию, какие действия они совершают на платформе, как часто и в каком объеме они совершают покупки. Мы используем данные о привычках и предпочтениях пользователей, чтобы:

  • сегментировать аудиторию: понимание предпочтений и их поведения на платформе позволяет создавать точные и целевые рекламные кампании;
  • повышать лояльность клиентов: понимание потребностей помогает персонализировать предложения;
  • оптимизировать стратегии: выявление тенденций дает возможность эффективнее управлять бюджетом и работать с разными этапами воронки.

Мы делимся только обезличенными данными о продажах и поведенческих метриках — это дает преимущество для планирования стратегии. Так, зная долю своего бизнеса в категории, предприниматели могут выбрать тактику использования товаров или каналов рекламы.

Это не только повышает конверсию, но и позволяет более эффективно расходовать рекламные бюджеты, избегая показа нерелевантных объявлений. Важно отметить, что сбор и использование данных происходит в соответствии с нормами защиты персональных данных, что гарантирует безопасность личной информации покупателей.

Есть ли уже успешные кейсы использования продвижения на Uzum Market?

Да, например, один из известных брендов электроники смог увеличить свои продажи на 25% всего за месяц после запуска рекламной кампании на нашей платформе. Бренд использовал комплексное продвижение, которое включало размещение баннеров на главной странице, таргетированную рекламу на основе данных о покупателях и персонализированные рассылки с предложениями. В результате выросли не только продажи, но и количество посещений страницы бренда, и доля повторных покупок.

Как протестировать ритейл-медиа на Uzum Market?

Все просто — необходимо связаться с нашей командой через сайт Uzum Market, оставить заявку на продвижение. Далее мы вместе с заказчиком определяем, какие товары вы хотите продвигать, какую аудиторию охватить, а также ключевые показатели эффективности (KPI). На основе этих целей наша команда подбирает оптимальные инструменты — это могут быть баннеры, таргетированная реклама, персонализированные рассылки и другие форматы. После согласования стратегии мы запускаем кампанию, отслеживая её результаты в режиме реального времени.

По окончании каждого этапа партнер получает детализированные отчеты, где можно увидеть динамику показов, кликов, покупок и другие ключевые метрики, что помогает оценить эффективность кампании и при необходимости вносить коррективы.

Что вы посоветуете тем, кто только начинает осваивать ритейл-медиа?

Не стоит бояться экспериментировать. Ритейл-медиа — это инструмент, который дает возможность тестировать различные форматы и подходы. Важно анализировать данные и корректировать стратегию по мере необходимости. И главное — всегда необходимо держать в фокусе интересы покупателя. Когда реклама помогает решить его реальные потребности, это становится залогом успеха не только кампании, но и бренда в целом.

На правах рекламы.