В декабре 2024 года Кабинет министров утвердил новые правила для электронной коммерции. Они вступят в силу с 1 июля 2025 года и охватывают широкий спектр участников рынка, включая маркетплейсы, агрегаторы заказов, цифровые стриминговые сервисы и самозанятых, включая курьеров и таксистов.

Среди главных изменений:

  • все операторы маркетплейсов, агрегаторов заказов и стриминговых платформ должны зарегистрировать как юридические лица в Узбекистане;
  • все расчеты, включая доходы самозанятых, должны проходить через специальные банковские счета;
  • все субъекты электронной коммерции обязаны пройти регистрацию в реестре и пройти уведомительный порядок.

Национальное агентство перспективных проектов, отвечающее за регулирование e-commerce, анонсировало работу над документом еще в октябре, заявив, что отрасли необходимы реформы.

В интервью Spot начальник управления развития и регулирования электронной коммерции НАПП Камронбек Мухаммадиев рассказал, зачем нужны новые правила, как они изменят рынок и что будет с компаниями, которые их не выполнят.


Почему было принято решение утвердить новые правила именно сейчас?

В 2023 году было принято постановление президента, согласно которому регулирование и развитие сферы электронной коммерции было передано нашему агентству. До этого единого регулятора в сфере электронной коммерции не существовало.

С первого дня мы начали работу над этим документом, которая продолжалась весь год. Мы начали с того, что пересмотрели все соответствующие нормативно-правовые акты.

Что мы выяснили? Несмотря на то, что закон об электронной коммерции был принят еще в 2004 году и обновлялся несколько раз, текущая редакция от 2022 года уже устарела. Электронная коммерция сегодня очень сильно связана с цифровыми технологиями, которые развиваются стремительно, можно сказать в геометрической прогрессии.

В частности, стало понятно, что необходимо обновить терминологию, поскольку с момента принятия закона появились новые виды электронной коммерции, такие как агрегаторы заказов.

Был ли документ вынесен на публичное обсуждение и согласован с бизнесом?

Мы наладили прямой диалог со всеми представителями сферы. Бизнесу предлагалось направлять свои пожелания любым удобным способом: через официальные каналы, email или даже звонки. Наши контактные номера, в том числе мои личные, размещены на сайте, и я лично каждый день отвечаю на звонки и запросы.

К обсуждению были привлечены как крупные, так и мелкие компании. Кроме того, мы тесно сотрудничали с международными организациями — Всемирным банком, ЕБРР, ПРООН и другими. Они оказали нам значительную помощь, дав ценные рекомендации на основе международной практики.

Как на практике будут работать новые правила о специальном счете для самозанятых? Будут ли они обязательны для всех таксистов, курьеров и исполнителей в сервисах доставки?

Отдельный счет можно будет открыть в любом банке — никаких ограничений в выборе не будет. Совместно с Центральным банком мы разработаем положение об отдельных счетах, которое будет распространяться на все банки страны. Это обеспечит конкуренцию между банками и свободу выбора для самозанятых.

Что касается работы с этими счетами, это будет сделано максимально удобно. Например, курьеры и таксисты уже имеют банковские счета, поэтому переход будет достаточно простым.

Разница лишь в том, что новый счет будет специально выделен для учета операций, связанных с электронной коммерцией. Такой подход обеспечит прозрачность финансовых потоков и упростит налоговую отчетность.

Предполагается, что поток средств через электронную коммерцию будет проходить только через эти счета, чтобы были видны все связанные платежи.

Со временем мы планируем работать над упрощением налоговой отчетности. Благодаря этим отдельным счетам предпринимателям не придется дополнительно уточнять или предоставлять сложные отчеты — весь поток данных будет автоматически виден через эту систему.

Какие проблемы в сфере такси потребовали таких мер?

По закону об электронной коммерции предусмотрена возможность оплаты наличными средствами, что связано с особенностями экономики Узбекистана, где наличные все еще занимают большую долю. Это было сделано, чтобы не ограничивать предпринимателей и не снижать их выручку.

Однако при этом законодательство требует, чтобы наличные средства, полученные предпринимателями, были зафиксированы и в обязательном порядке инкассированы. Это создавало сложность для водителей такси и курьеров, которые ежедневно получают наличные.

Им приходилось либо искать киоски для внесения средств, либо идти в банки и стоять в очередях. Учитывая, что сейчас зарегистрировано около 1 млн самозанятых таксистов и курьеров, это привело бы к коллапсу.

Чтобы решить эту проблему, мы адаптировали уже существующую практику. Теперь таксисты и курьеры могут предварительно депонировать деньги на специальный счет. Например, перед началом рабочей смены они кладут примерную сумму, исходя из своих расчетов. Когда они получают наличные от клиентов, с их специального счета списывается эквивалентная сумма. Этот механизм позволяет соблюдать законодательство и учитывать полученные средства, избегая нарушений.

Важно отметить, что государство не заинтересовано в карательных мерах. Наша цель — поддерживать бизнес и упростить для него выполнение требований.

Новое постановление узаконило механизм предварительного депонирования средств, что теперь позволяет самозанятым использовать наличные без страха нарушить закон и при этом соблюдать правила учета финансов.

В Узбекистане сейчас много магазинов, продающих товары через социальные сети, такие как Instagram и Telegram. Попадают ли они под новые правила?

Социальные сети часто используются для рекламы, а сами сделки осуществляются офлайн. Такие магазины не подпадают под регуляцию электронной коммерции.

Но если предприниматель создал собственную платформу, где есть возможность заключать электронные сделки, оплачивать через банковские системы и оформлять электронные договоры, то это подпадает под наши требования.

В этом случае магазин обязан пройти процедуру уведомления.

Если предприниматель хочет выйти в онлайн, он должен соблюдать требования безопасности, защиты персональных данных и электронных сделок. Это важно для порядка на рынке и для защиты прав потребителей. Без правил игры возникает хаос, поэтому мы призываем их соблюдать законодательство.

напп, такси, электронная коммерция

Почему международные компании обязаны регистрироваться в Узбекистане, и как будут соблюдаться новые требования? Не отпугнут ли эти правила крупных игроков вроде AliExpress или Netflix, учитывая небольшой размер местного рынка?

У многих сложилось впечатление, что глобальные игроки на наш рынок и требования законодательства смотрят свысока. Уверяю вас, это совсем не так.

Узбекистан с населением 38 млн человек — это большой и перспективный рынок. Для крупных игроков, которые уже заняли свою долю в других странах, важны новые источники роста. Они тщательно изучают наши условия и видят перспективы.

Если вы посмотрите на данные налогового комитета, то заметите, что международные компании уже платят НДС за оказание электронных услуг. СМИ регулярно публикуют информацию о том, сколько эти компании платят за год. Среди них такие гиганты, как Facebook и Amazon, уже зарегистрированы как плательщики НДС.

Крупные международные компании слишком большие, чтобы позволить себе нарушение законодательства. Это может привести к огромным штрафам, которые мы часто видим в новостях. Для них репутация имеет первостепенное значение. Их акции торгуются на международных рынках, и любые репутационные потери могут сильно ударить по капитализации. Поэтому они стараются строго соблюдать местное законодательство. Эти компании активно нанимают юридических консультантов, чтобы адаптироваться к нашим требованиям.

С начала года здесь открыли представительства многие крупные компании, что подтверждает их серьезное отношение к нашему рынку и законодательству.

Не буду называть конкретные компании, но из-за того, что ранее регулирование было достаточно либеральным, а в некоторых моментах и вовсе отсутствовало, некоторые предприниматели этим пользовались. Крупные и популярные игроки работали здесь довольно долго, но не имели юридического лица в Узбекистане.

Почему это важно? Потому что местные компании платят налоги и работают по правилам, а значит, конкурируют с нерезидентами в неравных условиях. Мы стремимся создать равные правила для всех.

Если бизнес, включая международные компании, хочет работать на нашем рынке и получать доступ к 38 млн потребителей, которые составляют крупнейший рынок Центральной Азии, он тоже должен вносить вклад в развитие экономики. Потенциал Узбекистана огромен, интерес к нашему рынку растет, и это видно по конференциям и встречам за рубежом.

Доходы населения увеличиваются, покупательская способность растет, и компании извлекают из этого прибыль. Но если при этом они ничего не возвращают в нашу экономику, получается «игра в одни ворота». Мы считаем это несправедливым.

Государство создает для них условия, значит, и бизнес должен нас поддержать. Здесь должны быть взаимные отношения, и именно поэтому было введено это требование.

Данное постановление — это не ужесточение, а, наоборот, попытка создать равные условия для всех. Когда бизнес легализуется, для него открывается масса новых возможностей. Компании, которые не являются резидентами, не могут пользоваться такими преимуществами, как официальная реклама, маркетинг, участие в экономическом обороте страны. Как только бизнес легализуется, у него появляются новые возможности для развития, растет активность, прибыль, и все это приносит положительный эффект. Поэтому о каком ужесточении может идти речь?

Кроме того, легализация и «приземление» дают компаниям еще одно важное преимущество — интеграцию с местными платежными системами. У большей части населения Узбекистана банковские карты работают на основе национальных платежных систем. Доля карт Visa и Mastercard в стране значительно ниже. Чтобы купить товар на зарубежном маркетплейсе, нашим гражданам приходится использовать карты Visa, пополнять их валютой, что неудобно и дорого. А компании, которые легализовались здесь, получают возможность принимать платежи в узбекских сумах, что значительно упрощает процесс для потребителей.

В Узбекистане также действует правило, что платежи на территории страны могут осуществляться только в национальной валюте, за исключением отдельных случаев. Легализация помогает избежать нарушений валютного законодательства.

Какие меры будут предприняты, если крупнейшие международные компании не зарегистрируют юрлицо в Узбекистане? Рассматривается ли возможность блокировки их сервисов?

Мы не карательный орган. Наша цель — не блокировать или штрафовать компании, а помочь им адаптироваться и правильно осуществлять свою деятельность в рамках законодательства.

Если компания должна зарегистрироваться как плательщик НДС или открыть юрлицо-резидента, ей предоставляется достаточно времени для выполнения этих требований.

Уведомительный порядок начнет действовать с 1 июля, и у компаний будет полгода на адаптацию. Мы понимаем, что процессы могут занимать время, поэтому готовы идти навстречу и учитывать реальную ситуацию.

Однако, если компании будут полностью игнорировать местное законодательство даже по истечении установленных сроков, меры все же будут приняты. В таких случаях возможно ограничение их деятельности, включая блокировку сервисов. Это крайний шаг, которого мы не хотим допускать.

Важно отметить, что в первую очередь мы думаем о защите прав наших граждан. Если потребитель оплатил услугу или товар, наша задача — сделать все возможное, чтобы он не потерял свои деньги или не пострадал из-за недобросовестности компании. Все процедуры в таких ситуациях будут проходить строго по установленным правилам.

При этом необходимо понимать, что НАПП не занимается блокировкой платформ. Этим занимаются другие государственные органы, которые могут ограничить доступ к ресурсу по запросу регулятора. Но даже в таких случаях это будет происходить только на законных основаниях, с учетом всех требований законодательства.

Планируется ли возложить ответственность на маркетплейсы за товары и услуги?

Компании, которые уже работают в Узбекистане легально и зарегистрированы как юридические лица, обязаны соблюдать требования законодательства по защите прав потребителей, персональных данных, а также авторских и смежных прав. За этим следят соответствующие контролирующие органы. Маркетплейсы также несут ответственность в своей части, касающейся защиты прав потребителей.

Важно отметить, что ответственность каждого участника будет ограничиваться его обязательствами. Например, операторы электронной коммерции, маркетплейсы и агрегаторы — это связующее звено между потребителем и продавцом.

В их обязанности входит контроль за тем, чтобы на платформе не появлялись запрещенные товары, такие как алкоголь, наркотики, оружие и прочее. Если бы ответственность лежала только на продавцах, это создавало бы множество рисков. Маркетплейсы должны предотвращать такие случаи.

Также нам поручено совместно с Комитетом по развитию конкуренции разработать механизм разрешения споров в онлайн-формате. Сейчас действующий механизм таков: потребитель обращается в комитет с жалобой, далее идет процесс рассмотрения, направляется запрос бизнесу и так далее.

Все это занимает определенное время и нервы потребителя. Наша цель — сделать процесс максимально простым. Сейчас мы изучаем международный опыт и уже начали работу по внедрению онлайн-механизма разрешения споров, который облегчит жизнь нашим потребителям.

напп, такси, электронная коммерция

Не приведет ли новое регулирование к замедлению развития e-commerce и уходу бизнеса в тень?

Наоборот, новые правила открывают больше возможностей. Работа в белую, как ни парадоксально прозвучит, предоставляет субъектам, которые сейчас находятся в серой зоне, много возможностей. Очень много.

Когда бизнес легализуется, он получает доступ к финансовым ресурсам, заемным средствам и другим инструментам, которые позволяют ему расти. Поэтому говорить о том, что мы вводим какие-то жесткие правила, не стоит. Все существующие нормы остаются прежними, мы просто стремимся их упростить.

Мы выступаем за честную и прозрачную конкуренцию. Конкуренция стимулирует рост рынка и развитие инноваций. Бизнесу это только на пользу, потому что, конкурируя, они внедряют новые технологии, придумывают оригинальные способы доставки и улучшения услуг. Это все способствует увеличению выручки.

Я думаю, среди наших предпринимателей много патриотов, которые хотят внести свой вклад в развитие экономики, ведь они живут здесь и заинтересованы в процветании страны.

Что касается международных участников, они тоже будут подчиняться этим правилам. Все условия для них будут такими же прозрачными и равными, как и для местных компаний.

Готово ли НАПП пересмотреть требования, если в будущем развитие рынка замедлится?

Чтобы увидеть реальный эффект от изменений, потребуется достаточно большой период времени. Результаты нельзя оценить за короткие сроки. Однако если мы заметим замедление рынка или другие проблемы, мы всегда готовы к диалогу с предпринимателями.

Мы уже находимся в постоянном контакте с бизнесом, получаем сигналы от рынка и будем продолжать работать совместно. Если потребуется, мы будем исправлять ошибки и корректировать подходы, чтобы создать лучшие условия для развития.

Никаких проблем с пересмотром требований в случае необходимости не будет.