В конце декабря 2024 года в социальных сетях появилась информация о новом «налоге» для частных вузов. Однако нормативно-правовой акт, подтверждающий этот платеж, не был опубликован. Копией документа поделился экономист Юлий Юсупов в своем Telegram-канале.
Решение о введении сбора было принято Республиканским советом по высшему образованию в конце ноября прошлого года. Согласно документу, университеты обязаны перечислять 4% от остатка средств по контрактам на платное обучение к концу финансового года.
После публикации протокола депутаты направили запросы генеральному прокурору и министру высшего образования. 27 декабря Министерство высшего образования опубликовало опровержение, заявив, что сбор носит добровольный характер и не имеет юридической силы.
«Любые действия и отношения, связанные с финансовыми средствами, могут осуществляться только на основе соответствующих договоров», — отметили в министерстве.
Обсуждения сбора на этом приостановились, но 19 января Юлий Юсупов сообщил, что совет продолжает требовать платеж с частных вузов.
Spot изучил протокол, мнения экспертов и побеседовал с одним из участников собрания, который пожелал остаться анонимным.
Что за совет по высшему образованию
Республиканский совет по высшему образованию был создан в 2019 году. Организация должна была заняться разработкой предложений по повышению качества обучения в вузах и оценкой системы управления высшим образованием.
В 2022 году полномочия совета были расширены, и с тех пор все проекты нормативно-правовых актов в сфере высшего образования подлежат обязательному согласованию с советом.
Тем не менее, Министерство высшего образования уточняет, что совет является негосударственной некоммерческой организацией и не выполняет государственных функций. Его решения имеют лишь рекомендательный характер и не обладают обязательной силой.
Минвуз рассматривает решения совета исключительно как внутренние вопросы данной организации.
Почему ввели новый сбор
Решение о введении нового сбора было принято на основании первого протокола собрания Республиканского совета по высшему образованию, проведенного в ноябре 2024 года.
Собранием руководил Одил Абдурахманов, назначенный председателем совета в июне 2022 года. В августе того же года он стал советником президента по вопросам молодежи, науки, образования, здравоохранения, культуры и спорта, а в октябре 2023 года возглавил Национальную ассоциацию здорового образа жизни и фитнеса Узбекистана.
Абдурахманов также является ректором Ташкентского государственного транспортного университета.
Одил Абдурахманов. Фото: Международный пресс-клуб
На заседании присутствовали министр высшего образования Конгратбай Шарипов, представители Администрации Президента, Кабинета Министров, сотрудники Центра проектов в сфере высшего образования, ректоры и директора высших учебных заведений.
Так, были отмечены следующие проблемы в системе высшего образования:
- количественные показатели достигнуты, но качество остается неудовлетворительным;
- учебные заведения не соблюдают новые учебные планы и классификацию специальностей;
- квалификационные требования, учебные планы и около 4000 учебных программ не обновлены;
- трансформация учебных заведений не начата;
- потребности рынка труда не учитываются, отсутствует координация с работодателями;
- низкая эффективность выполнения поручений по подготовке кадров в инженерной сфере;
- научные проекты не соответствуют приоритетам республики и запросам экономики;
- отсутствие согласованности действий между вузами и единая политика министерства.
Также было предложено «поддержать предложение руководителей частных вузов» и внедрить практику перечисления 4% от оставшихся средств с платного обучения в Республиканский совет по высшему образованию.
Совету поручили за неделю подготовить типовой договор для направления средств и заключить его с частными вузами. Все договоры должны были быть подписаны до 25 декабря 2024 года.
Что было дальше
Данную ситуацию прокомментировал экономист Юлий Юсупов, со ссылкой на руководителей негосударственных вузов. Он указал, что руководителям частных вузов предложили ознакомиться с протоколом только при подписании договора, назвав «немыслимым» взимание сбора «задним числом».
«Новые налоги в Узбекистане может вводить не только Олий Мажлис, но и любое, не очень понятное, откуда взявшееся и чем занимающееся госучреждение. Причем довольно запросто — пунктами протокола заседания», — заявил Юсупов.
После публикации протокола депутаты партии УзЛиДеП направили официальные запросы генеральному прокурору и министру высшего образования. В партии отметили, что эта мера может отпугнуть иностранных инвесторов, и напомнили, что свобода предпринимательской деятельности гарантируется законами республики.
27 декабря Министерство высшего образования опубликовало комментарий, заявив, что сбор носит добровольный характер и не имеет юридической силы.
Однако 19 января Юсупов опубликовал продолжение данной истории. Согласно его сообщению, республиканский совет высшего образования повторно собрал руководителей частных вузов для подписания соответствующих договоров об уплате сбора.
«Давайте за закрытыми дверями договоримся»
Spot поговорил с одним из участников собрания Республиканского совета по высшему образования, который пожелал остаться анонимным. Собеседник подтвердил ввод сбора и осветил часть произошедших событий.
«После того как в декабре поднялся весь этот шум, Министерство высшего образования выступило с заявлением, и все вроде бы успокоились. Но полторы недели назад в Министерстве собрали около 20−30 частных вузов. По какому принципу их отбирали, я не знаю — все были из Ташкента, видимо, выбирали по своему усмотрению», — поделился источник.
«Всем сказали: «Мы знаем, кто слил информацию [Юлию Юсупову]. Давайте за закрытыми дверями договоримся и переведем эту сумму», — заявил участник собрания.
По имеющейся информации, вузам дали время обсудить новый сбор с учредителями. Однако Spot неизвестно, кто из них подписал договоры.
«Мы понимаем, что если кто-то откажется, у нас будут проблемы, вплоть до закрытия университета. У них масса рычагов для создания трудностей любому вузу», — добавил собеседник Spot.
Информированный источник подчеркнул, что подобные вопросы не должны решаться скрытно, «под ковром», а должны выноситься на общественное обсуждение. Он также отметил, что частные вузы не должны превращаться в инструмент для чьей-либо наживы.
Что думают эксперты
Финансист Отабек Бакиров считает, что госорганы действуют по принципу «пусть немного забудется, будем делать все, что хотим».
«Когда предприниматели, открывшие университеты, недавно говорили о принудительных договорах, я честно говоря, не верил. Грозили лишением лицензии или организовывали проверки, чтобы возложить на кого-то вину. Это яркий пример старого Узбекистана образца 2015 года», — написал он.
Ситуацию также прокомментировал основатель Profi University Бектош Хатамов. Согласно сообщению, в данный университет «пока никто договоров не приносил и никуда не вызывал».
«Вы хотите ввести „налог“? Это, по-вашему, „доля“, и если ее не платить, что произойдет? Убьете нас? Мы вернемся в 90-е? Если это договор, то что будет, если мы не выполним его условия? Сбросите нам на голову небо, чтобы мы тут же умерли?», — написал он.
«Эта „доля“ в итоге ложится на народ. Откуда частный университет берет деньги? С учащихся. А кто эти учащиеся? Дети этого народа. А кто требует эту „долю“? Те же люди, вышедшие из народа», — заключил Хатамов.
Основатель университета отметил, что после переговоров с представителями сферы образования он не нашел случаев принудительного подписания договоров или требований об уплате сбора. С подобной ситуацией также не сталкивались в университете INHA.
Также Юсупов предоставил копию договора, который предлагается подписать университетам в «добровольно-принудительном порядке».
Экономист Бехзод Хошимов отметил, что на первый взгляд это может показаться «мелочью или обычным ограничением в сфере образования», но на самом деле имеет гораздо более серьезные последствия.
«Налоги — это средства, которые заранее согласованно и организованно собираются для финансирования необходимых общественных расходов. Например, для обеспечения авиационной безопасности или финансирования других общественных благ. Однако порядок сбора, механизм, масштабы и, главное, использование этих средств должны определяться парламентом», — заявил Хошимов.
Экономист отметил, что ситуация выглядит как введение налога в обход парламента.
«Более серьезный аспект заключается в том, что обязательные платежи, то есть налоги, вводятся не через Олий Мажлис, не через принятие закона или налогового кодекса, а через протокол собрания. Это выглядит как гораздо более серьезная проблема».
На данный момент нормативно-правовой акт, подтверждающий введение нового сбора, не опубликован в открытом доступе. Информация об ответах на официальные запросы, отправленные УзЛиДеПом, также отсутствует.
Ранее Spot писал, что в четырех городах Узбекистана планируется создать новые технические университеты.