В 2024 году количество заявок на перевозки из Узбекистана в другие страны увеличилось на 48%, а цены подросли на 6%. Об этом Spot сообщили в бирже грузоперевозок ATI.SU. При этом основной рост пришелся на второе полугодие: в третьем квартале число заявок подскочило на 71% в годовом выражении, а в четвертом — на 110%.

Во многом рост спроса на экспортные перевозки обеспечила Россия — на этом направлении активность пользователей биржи увеличилось на 56%. Наиболее динамично возрос спрос на доставку грузов в Беларусь (+85%) и Казахстан (+67%).

Однако в импортных перевозках ATI.SU отмечает противоположную тенденцию. По сравнению с 2023 годом количество заявок на перевозки из других стран в Узбекистан сократилось на 4%, а цены просели на 3%. В первых трех кварталах число заявок в годовом выражении сокращалось, однако в четвертом квартале наблюдался заметный прирост на 23%.

Сокращение импортных грузоперевозок в основном произошло за счет снижения активности на российском направлении (-10%). В то же время вырос спрос на доставку грузов из Беларуси, Казахстана и Кыргызстана, которые смягчили падение.

Таким образом ситуация с международными грузоперевозками кардинально отличается от 2023 года. Тогда спрос на импортные перевозки увеличился в полтора раза, в то время как в экспорте наблюдалась коррекция после заметного роста спроса в 2022 году.

Количество заявок на доставку грузов по Узбекистану выросло на 66%, но абсолютные цифры внутренних перевозок пока невелики. Местные грузоотправители постепенно отходят от традиционных способов поиска перевозчиков и осваивают более современные методы работы, отмечают в бирже ATI.SU.

«Резкий рост спроса на экспортные перевозки во второй половине года стал для нас неожиданностью. Однако схожие тенденции мы видим и в некоторых других странах Центральной Азии, например, в Казахстане. По нашим оценкам, во многом это связано с новыми санкционными пакетами в отношении России, и прежде всего, июньскими ограничениями США», — заявил директор местного представительства биржи Фарид Вахидов.

По его словам, американские санкции затруднили проведение платежей для российских импортеров по ряду направлений, включая китайское, что вынудило их искать поставщиков из других стран, например, в Узбекистане. В некоторых случаях речь идет о транзитных перевозках, но также имеет место и реальный рост экспорта отечественных товаров, полагает Вахидов.

В июне прошлого года ввоз российских товаров в республику уменьшился на 4,9%. В то же время, узбекистанский экспорт товаров и услуг в РФ увеличился на 32,3%. Центробанк объяснил отрицательную динамику сложностью расчетов по внешнеторговым операциям и санкциями.

Ранее Spot писал, что с 1 июня планируется внедрить систему электронной очереди на пограничных КПП.