Офис уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана) в 2024 году столкнулся с ростом числа обращений, связанных с мошенничеством, на 42%. Об этом сообщила пресс-служба ведомства.
Аппарат омбудсмана за год принял свыше 6 тыс. обращений, связанных с экономическими правами граждан. Из них 156 касались случаев мошенничества, включая оформление кредитов в коммерческих банках на имя граждан без их согласия (против 110 в 2023 году).
В 60% жалоб упоминались лица, представлявшиеся сотрудниками Центрального банка или платежного сервиса Click для получения личных данных жертвы. На некоторых заявителей было оформлено до 5−6 кредитов в разных банках.
Следователи органов внутренних дел давали банкам указания приостановить начисление и взыскание процентов по кредитам до установления виновников, отмечая, что пострадавшие не пользовались деньгами. Хотя подобные предписания обязательны к исполнению, во многих случаях банки все еще требуют уплату долга.
Офис омбудсмана подал в суды по гражданским делам 5 исковых заявлений и добился признания недействительными кредитных договоров. В одном случае взысканные с пострадавшего деньги были возвращены, а в его пользу назначена компенсация морального вреда.
По данным ЦБ, в 2024 году было отмечено 463 случая мошеннического оформления онлайн-кредитов, ущерб от которых составил 15 млрд сумов.
Для предотвращения мошенничества (фрод) с картами при выделении онлайн-кредитов регулятор ввел временный порядок оформления кредитов в мобильных приложениях. При подаче заявки на получение кредита заявитель должен будет пройти биометрическую идентификацию.
За неполные три месяца после его введения кредитным организациям было возвращено 285 млрд сумов, заявки на которые были поданы «под влиянием мошенников». 11 банков и одна микрофинансовая организация запустили онлайн-кредитование в рамках новых требований, еще 9 банков временно приостановили выдачу кредитов через приложения.
Ранее Spot писал, что за год ЦБ заблокировал украденные мошенниками средства на 9,5 млрд сумов.