Правительство Узбекистана утвердило значительное повышение утилизационного сбора для электромобилей (ТН ВЭД 8703 80). Об этом говорится в постановлении Кабинета министров от 31 января.

Под товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности 8703 80 подпадают транспортные средства, приводимые в движение только электрическим двигателем. Таким образом, это не распространяется на гибридные автомобили.

Размер утильсбора на электрокары варьируется от года их выпуска:

  • если менее трех лет — 120 БРВ (45 млн сумов);
  • если более трех лет — 210 БРВ (78,75 млн сумов).

Министерству экономики и финансов совместно с Министерством инвестиций, промышленности и торговли поручено в течение двух месяцев разработать порядок сбора и «эффективного использования» утильсбора. Ответственным за исполнение поручения назначен вице-премьер Жамшид Ходжаев.

Повышенные ставки утильсбора на электромобили вступают в силу с 1 мая 2025 года.

С 1 августа 2020 года правительство Узбекистана ввело утилизационный сбор с некоторых транспортных средств. Ставка утильсбора для электромобилей со сроком выпуска менее трех лет составила 30 БРВ (повышение в 4 раза), более трех лет — 90 БРВ (повышение в 2,3 раза).

утилизационный сбор, электромобили

В октябре 2024 года Spot писал, что с 2025 года в Узбекистане предлагается ввести утилизационный сбор на аккумуляторные батареи электромобилей. Налог хотели взымать с импортеров и местных производителей. Для легковушек утильсбор должен был составить от 5 до 10 тыс. сумов.

Электромобили в Узбекистане

До 1 января 2030 года произведенные в республике электромобили и гибриды освобождены от утильсбора и таможенной пошлины за импортируемые комплектующие (машинокомплекты), сырье и материалы, оборудование и технологическую оснастку.

Также производителям разрешается до освоения полного цикла процесса производства электромобилей и гибридов (но не более 24 месяцев с момента реализации) ввозить в виде машинокомплектов для крупноузловой сборки (SKD) или в готовом виде (CBU) без уплаты пошлины и утильсбора в количестве до 50% от организуемой производственной мощности, но не более 10 тыс. единиц в год.

В прошлом году импорт электромобилей и гибридов в Узбекистан впервые в истории превысил бензиновые автомобили. Доля автомобилей на ДВС в импорте снизилась с 64,4% до 44,2%. При этом доля электромобилей в поставках увеличилась с 20% до 32,3%, а гибридов — с 15,3% до 23,4%.

По данным Агентства статистики, за 11 месяцев 2024 года Узбекистан импортировал 22,22 тыс. электромобилей на сумму $215,3 млн. Из них 99,5% от всего ввоза пришлось на Китай. Далее со значительным отставанием следуют Казахстан, Гонконг и Германия (совокупно менее 100 единиц).

Кроме того, в прошлом году на BYD Uzbekistan Factory, который в июне запустил завод в Джизакской области, пришлось 4,3% от всех продаж автомобилей. Так, BYD реализовал чуть более 17 тыс. электромобилей.

В июле ADM Jizzakh, который с 2026 года планирует производство гибридов, предложил вернуть пошлины на ввоз электромобилей. Гендиректор автозавода Данияр Давлетияров пояснил, что в Узбекистане нецелесообразно производить электрокары. Его предложение «на 100%» поддержал председатель Торгово-промышленной палаты Даврон Вахабов.

Ранее Spot писал, что в 2024 году Узбекистан импортировал легковые авто почти на $1,3 млрд.