Правительство Узбекистана утвердило с 1 мая значительное повышение утилизационного сбора для электромобилей (ТН ВЭД 8703 80). Об этом говорится в постановлении Кабинета министров от 31 января.
Под товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности 8703 80 подпадают транспортные средства, приводимые в движение только электрическим двигателем. Таким образом, это не распространяется на гибридные автомобили.
Размер утильсбора на электрокары варьируется от года их выпуска:
- если менее трех лет — 120 БРВ (45 млн сумов);
- если более трех лет — 210 БРВ (78,75 млн сумов).
Утилизационный сбор с некоторых транспортных средств правительство Узбекистана ввело с 1 августа 2020 года. Ставка утильсбора для электромобилей возрастом менее трех лет тогда составила 30 БРВ (повышение в 4 раза), более трех лет — 90 БРВ (повышение в 2,3 раза).
Цели повышения утильсбора — расширение использования «зеленых» технологий, обеспечение утилизации непригодных батарей в импортных электромобилях, не нанося при этом серьезного ущерба окружающей среде, дальнейшее ускорение работ по локализации в этой сфере.
При этом до 1 января 2030 года произведенные в республике электромобили и гибриды освобождены от утильсбора и таможенной пошлины за импортируемые комплектующие (машинокомплекты), сырье и материалы, оборудование и технологическую оснастку.
Также производителям разрешается до освоения полного цикла процесса производства электромобилей и гибридов (но не более 24 месяцев с момента реализации) ввозить в виде машинокомплектов для крупноузловой сборки (SKD) или в готовом виде (CBU) без уплаты пошлины и утильсбора в количестве до 50% от организуемой производственной мощности, но не более 10 тыс. единиц в год.
«Создание монопольно-коррупционной кормушки»
Экономист Юлий Юсупов в комментарии для Spot задался вопросом о том, почему так сильно возросли расходы на утилизацию электромобилей, что правительство вдруг решило кратно повысить ставки утильсбора.
«Это, конечно же, если не по форме, то по сути налог. Не просто налог, а, так как местные производители от него освобождены, — разновидность таможенного платежа, уплачиваемого при импорте. Причем местные автопроизводители освобождены не только от утильсбора, но и пошлин на комплектующие. Речь идет о протекционизме и так называемой «защите отечественных производителей», — заявил он.
Юсупов предположил, что из-за процесса вступления Узбекистана в ВТО или других причин, включая экологические, правительство не захотело устанавливать импортные пошлины на электромобили. В результате было принято решение повысить утильсбор.
По его словам, резкое повышение ставок утилизационного сбора для электромобилей не соответствует принципам и правилам ВТО, так как данным налогом облагаются не все участники рынка.
«Когда повышенным налогом (утильсбором — прим. Spot) облагаются только импортные автомобили, это, конечно же, противоречит принципам ВТО. Мы как всегда хотим туда вступить, но при этом ничего не менять и продолжать проводить свою протекционистскую политику», — пояснил Юсупов.
На вопрос о возможности введения других ограничительных мер, связанных с импортом электромобилей, экономист допустил, что правительство может придумать и другие протекционистские меры, включая нетарифные ограничения. При этом за декларируемой целью «защиты отечественных производителей», по его мнению, стоит желание «создать монопольно-коррупционную кормушку».
«Выстрел себе в ногу»
Экономист Отабек Бакиров в своем Telegram-канале назвал решение «лицемерными и вредоносными действиями» на фоне отсутствия природного газа и дефицита бензина. По его мнению, к некоторым нетарифным ограничениям, введенным в 2024 году, добавляется «очередной налог».
«Это очередной подарок для BYD Uzbekistan. Независимо от того, как это решение оправдывается, четырехкратное увеличение утилизационного сбора работает в интересах BYD Uzbekistan, которая стала продавцом электромобилей в Узбекистане (по прозвищу локализатор)», — пишет блогер.
Бакиров отметил, что BYD Uzbekistan Factory и BYD Central Asia имеют специальную льготу, по которой они освобождены от уплаты утильсбора при продаже электромобилей. Также он добавил, что местный автопроизводитель Uzauto Motors не платит утилизационный сбор благодаря «закрытым указам».
Он считает, что решение о повышении утильсбора является «совершенно лицемерным шагом» на фоне объявления о вступлении Узбекистана во Всемирную торговую организацию (ВТО), что поддержано на уровне президента. Это ставит под вопрос стратегический выбор и имидж страны для «каких-то узких групп», подчеркнул экономист.
«Куда уходит утилизационный сбор, взимаемый в течение 5 лет? Этого никто не знает. Никто не знает, куда и в какой карман попадает утилизационный сбор, введенный в 2020 году для ограничения импорта, кто его распределяет, на что он используется. В бюджете ни разу не раскрывались ни поступления, ни расходы от утилизационного сбора. Не только перед народом, но и перед парламентом. То есть этот утилизационный сбор — не налог (налоги вводит парламент), а чистая подать», — констатировал Бакиров.
Кроме того, экономист обратил внимание на то, что ответственным за исполнение постановления Кабмина назначен вице-премьер Жамшид Ходжаев, который курирует процесс вступления в ВТО. Он задается вопросом о том, как правительство объяснит партнерам повышение утильсбора для импортных электромобилей, в то время как отечественные производители освобождены от этого.
Бакиров призвал отменить постановление правительства о повышении утильсбора, аргументируя это тем, что «трехбуквенный дракон» не станет конкурентоспособным, продолжая требовать «новых и новых запретов». При этом результата, кроме как «выстрела себе в ногу», не будет, резюмировал экономист.
Ранее Spot писал, что в 2025 году начнется строительство платных дорог из Ташкента в Андижан и Самарканд.