Бу Андерссон похвалил опыт Узбекистана в работе с поставщиками важных автокомпонентов. Об этом бывший генеральный директор UzAuto Motors и UzAuto Motors Powertrain заявил в интервью «Коммерсантъ».
Топ-менеджер, который в декабре прошлого года завершил трехлетнюю работу в Узбекистане, заявил, что с 2021 года UzAuto Motors увеличила годовой объем производства и продаж более чем на 60% — до 400 тыс. автомобилей, а также создала 4 тыс. новых рабочих мест.
Он похвастался «успешным запуском промышленного производства» Chevrolet Tracker и Chevrolet Onix. Это стало возможным благодаря переходу на современную агрегатную автомобильную платформу американского General Motors, подчеркнул Андерссон.
«В результате Узбекистан стал вторым по величине производителем автомобилей Chevrolet в мире и вторым по значимости рынком для бренда, опередив Бразилию, Мексику и даже Китай. В 2022 и 2023 годах UzAuto Motors установила рекорды производства, став лидером по выпуску легковых машин в странах СНГ и Центральной Азии. Мы увеличили выручку почти на 130% и успешно вышли на IPO (в конце 2022 года — прим. Spot)», — заявил топ-менеджер.
Также Андерссон порекомендовал российским автопроизводителям перенять опыт Узбекистана в работе с поставщиками критически важных автокомпонентов. Несмотря на то, что в некоторых компаниях-поставщиках имеется иностранное участие, все самые важные составляющие производственного процесса находятся на территории республики. В результате, независимо от политической ситуации, производство всегда остается в стране, отметил он.
На вопрос корреспондента «Ъ» о повышении утилизационного сбора на автомобили в России, где была утверждена долгосрочная шкала ее индексации до 2030 года, бывший гендиректор UzAuto Motors ответил, что «абсолютно нормально, когда государство стремится защитить своего автопроизводителя и стимулирует иностранного производителя переносить все более и более сложные производственные процессы на свою территорию».
«Однако при этом всегда необходимо уделять особое внимание правильному балансу интересов отечественных и зарубежных производителей и, конечно же, самих автолюбителей. Если этот баланс соблюдается, то можно надеяться на правильный результат», — резюмировал Андерссон.
В Узбекистане с 1 мая кратно повысится утильсбор для электромобилей. Для электрокаров возрастом менее трех лет утильсбор составит 120 БРВ (45 млн сумов), если более трех лет — 210 БРВ (78,75 млн сумов).
В начале январе Бу Андерссон сообщил о переходе на должность советника по развитию и операционной деятельности в японскую компанию Sanoh Industrial. На новом месте работы топ-менеджер помогает трем немецким заводам Sanoh/Geiger Automotives, куда поставляется автомобильная продукция для Volkswagen, BMW и Mercedes-Benz.
Кто такой Бу Андерссон
Андерссон занял посты генерального директора в UzAuto Motors и UzAuto Motors Powertrain в августе 2021 года. До этого он занимал руководящие посты в подразделениях закупок General Motors, возглавлял «Группу ГАЗ» (2009 — 2013) и «АвтоВАЗ» (2014 — 2016).
На последнем заседании с участием Андерссона отмечались достижения UzAuto Motors. Так, в 2023 году заводы компании выпустили более 395 тыс. автомобилей или на 20% больше предыдущего года, а Узбекистан стал вторым по значимости рынком для бренда Chevrolet.
Средняя чистая прибыль автопроизводителя в последние три года превысила 6%. Кроме того, в конце 2022 — начале 2023 года состоялось первичное предложение акций (IPO) UzAuto Motors объемом около 57 млрд сумов.
При этом в сентябре этого года Андерссон согласно решению собрания акционеров был оштрафован на 5% зарплаты. Причиной стало несвоевременное решение проблем, связанных с дебиторской задолженностью предприятия по внешнеторговым операциям.
Ранее Spot писал, что в 2024 года выдача потребительских и автокредитов в Узбекистане упала в 2 раза.