Шерзод Мирходжаев, владелец текстильной фабрики Ideal Textile Product и директор компании ProeCom Ecosystems рассказал о том, как перешел из офлайна в онлайн, а затем построил новый бизнес вокруг маркетплейса.
У меня свой бизнес уже более 20 лет и специализируюсь я преимущественно в сфере продаж одежды, как в B2B, так и в B2C-сегментах. Ранее мы импортировали продукцию из Турции, Китая и других стран, а также развивали сеть магазинов под брендом Perfecto. Позже мы сосредоточились на B2B-направлении и собственном производстве. Так в 2013 году мы запустили фабрику Ideal Textile Product по производству мужской одежды и домашнего текстиля. Однако практика показала, что одежда — сложная ниша для маркетплейсов из-за высокой сезонности и постоянной смены коллекций. Поэтому со временем мы оптимизировали производство и сделали акцент на домашний текстиль, а Uzum Market стал основным каналом продаж.
Запуск бизнеса на Uzum Market
В 2022 году, когда появился Uzum Market, у нас было шесть магазинов и собственное производство. Поскольку для местного рынка это была большая новинка, мы решили сосредоточиться сразу на разных товарных категориях, чтобы охватить максимальную аудиторию.
Основные направления наших магазинов на Uzum Market:
- одежда и аксессуары;
- домашний текстиль;
- товары для дома;
- игрушки;
- косметика;
- мелкая бытовая техника.
Мы выбрали эти категории неслучайно — спрос на них стабилен, а конкуренция предсказуема. Кроме того, маржинальность в этих нишах дает возможность сохранять прибыль даже в период акций и распродаж. Мы участвуем во всех акциях и распродажах Uzum Market и активно используем «Буст в ТОП», который повышает видимость товаров. Его применение увеличивает продажи на 15−20% в месяц. Самые прибыльные месяцы для нас — ноябрь и декабрь, когда продажи вырастают на 45%.
О выборе товаров
Мы закупаем товар и у локальных производителей, и у зарубежных. Локальные поставки удобны для товаров массового спроса, а импортируем продукцию с более высокой маржинальностью, например, электронику и товары для дома.
При выборе поставщиков важно учитывать несколько факторов:
- ориентироваться на ниши, в которых есть компетенция. В первую очередь стоит ориентироваться на сферу, в которой у вас есть знания, интерес или опыт. Это значительно облегчает процесс работы с товаром;
- формировать ассортимент на 90% из проверенных товаров и 10% — из новых направлений. Исходя из наших исследований, 90% ассортимента должно состоять из товаров из уже популярных ниш на маркетплейсе, а 10% из той категории, где вы будете одним из первых продавцов. Трендовые товары рискованны, так как неизвестно, насколько они востребованы и как долго продержатся на пике популярности — это может быть полгода, год или даже меньше;
- проводить детальный анализ спроса на Uzum Market. При каждом запуске важно проводить детальный анализ спроса и предложения на Uzum Market и только после этого принимать решения о выборе продукции;
- исключать товары с маржинальностью ниже 20%. Далее идет этап фильтрации — мы выбираем только те товары, у которых маржинальность выше 20%. Если показатель ниже, исключаем его из ассортиментной матрицы. Например, из 1000 товаров, отобранных по аналитике, после фильтрации остается около 100 позиций. Затем проводится дополнительный анализ — оцениваем, где у нас есть конкурентные преимущества, а где, наоборот, могут возникнуть сложности с ресурсами или продвижением. Таким образом формируется наиболее перспективный ассортимент из 20−30 SKU.
О новом направлении бизнеса и сервисах для селлеров
С запуском Uzum Market мы начали выстраивать свой бизнес вокруг платформы — сейчас наша компания ProeCom Ecosystems предоставляет услуги фулфилменту и логистику, импорту товаров из Китая и Турции, аутсорсинга по управлению продажами, создание контента для e-commerce, обучение в ProeCom Academy и аналитический сервис для продавцов Zoomselling.io. В нашей академии обучение прошли порядка 1500 предпринимателей, которые в дальнейшем успешно запустили бизнес на Uzum Market.
В наших командах работают опытные специалисты со всего СНГ, обладающие экспертизой в различных сферах e-commerce — маркетинг, аналитика, логистика, продажи и клиентская поддержка. В команде компании 25 профессионалов, которые ежедневно помогают предпринимателям масштабировать свои проекты, оптимизировать процессы и повышать прибыльность.
Я делегирую операционные задачи и фокусируюсь на стратегическом развитии, масштабировании бизнеса, инвестиционных и финансовых аспектах. В ближайших планах — развитие категорий товаров для спорта и крупной бытовой техники.
Об ошибках новичков
Главные ошибки начинающих продавцов:
- поверхностная аналитика без использования аналитических сервисов и учета конкурентной среды, что приводит к неверному выбору товаров и заморозке оборотных средств;
- отсутствие качественного контента (фото, дизайн и описания), что влияет на решение покупателя;
- Нерациональное управление бюджетом.
Как правильно начать:
- для начала важно внимательно изучить инструкцию для продавцов Uzum Market, где прописан регламент и все необходимые шаги — это большой документ, но там все детально описано. Большинство новичков пропускают этот пункт. Это аналогично правилам дорожного движения — если не знаешь их, можно попасть в неприятности. То же самое и здесь — чем лучше понимаешь платформу, тем легче работать;
- после этого стоит пройти базовое обучение в Uzum Academy, чтобы освоить ключевые навыки продаж. Я всегда рекомендую начинать с собственной академии маркетплейса, а затем уже при необходимости обращаться к нам за дополнительной помощью и консультациями;
- освоить Excel и основы бизнес-анализа (ДДС, PNL, балансы, платежные календари и бюджетирование);
- начать с менее конкурентных ниш и «тестовой партии», избегая демпинга и жесткой конкуренции. Фильтруйте товары по объему продаж, начиная с тех, что продаются менее активно, и постепенно переходите к более крупным. Кроме того, при закупке «тестовой партии» нужно правильно распределить свой бюджет — инвестировать четверть бюджета, понаблюдать за поведением и если выбор успешный — направить еще 50% бюджета, а оставшиеся 25% оставить на дозакупки.
Начинать бизнес на Uzum Market никогда не поздно. Главное — анализировать рынок, выстраивать стратегию и адаптироваться под спрос. Маркетплейсы продолжают расти, а значит, в них всегда есть место для новых успешных предпринимателей.
На правах рекламы.