Елена Ладик переехала в Узбекистан из Украины в годы СССР, обучалась искусству в России. Долгое время работала в краеведческом музее Ферганы и организовывала выставки изделий национального ремесленничества. Сотрудничая с арт-галереей Самарканда Елена приняла решение переехать в этот город навсегда из-за его туристического потенциала.

Еще в годы работы в музее Елена вдохновилась узбекским национальным текстилем и разновидностями традиционных костюмов Востока. Так появилась идея открыть собственную галерею и создавать коллекции эксклюзивных нарядов.

В интервью Spot она рассказала о пройденном пути, особенностях и сложностях создания коллекции одежды, вложенных средствах, а также о том, как концепция восточного гостеприимства помогает продажам.

В поисках себя

Я родилась и выросла в Украине. Уже в юные годы знала, что хочу посвятить свою жизнь искусству. В 1983 году окончила Институт живописи и скульптуры им. Репина в Санкт-Петербурге. В этот период я уже жила в Узбекистане и работала заведующей отделом искусств в Ферганском краеведческом музее. Я изучала прикладные ремесла не только Ферганской долины, но и Узбекистана в целом, также организовывала выставки, писала статьи в прессу, проводила экскурсии по музею.

В то время я также активно участвовала в выставках-ярмарках, которые проходили по всей стране, зачастую в рамках какого-то события, например, празднования Навруза, Дня Независимости. Возила не только музейные экспонаты, но и работы местных ремесленников, например, изделия из керамики известных риштанских мастеров. Наиболее активно сотрудничала с арт-галереей «Альфия» (сейчас «Айсель») при творческом объединении самаркандского отделения Академии художеств страны. В галерее выставляются картины самаркандских художников разных времен, известных фотографов, а также работы ремесленников. В самаркандской галерее мы проводили выставки керамических изделий из Риштана, художественных тканей ручного производства из Маргилана, а также картин художников Ферганы.

Для меня целью проведения таких мероприятий являлось дать возможность мастерам и ремесленникам из Ферганской долины выставить свои работы в галерее, тем самым заявить о себе, популяризировать культуру страны. Иногда получалось продавать предметы искусства туристам, но это не приносило больших доходов.

Со временем выставок в Самарканде становилось все больше, приходилось надолго уезжать из дома. Поэтому мы решили переехать с семьей в этот город, с которым на тот момент меня уже многое связывало, и где я видела перспективу для развитию своего дела.

Свое дело — первые шаги

Нам нужно было свое помещение. Для этого примерно в 2006 году я вступила в Ассоциацию народных ремесленников «Хунарманд» и сняла два небольших помещения в Центре ремесленничества, расположенного неподалеку от площади Регистан. В них мы открыли свою галерею. Члены ассоциации могут арендовать помещения бесплатно, оплачивая только коммунальные расходы, а также пользуются другими льготами. Сама я зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя.

На оснащение галереи у меня было немного денег — около $2 тыс. Часть денег осталась с продажи квартиры в Фергане, также в начале нам помогли родители. Этого, конечно, не хватало. Но ограниченность средств заставила искать креативные решения. Так появилась идея оформить помещение в стиле антикварной лавки, что не требовало больших затрат. Мы находили редкие вещи у друзей, знакомых и на «блошиных рынках».

В итоге интерьер приобрел неповторимый облик и выделялся среди однотипных магазинчиков по соседству, что сделало его популярным у туристов. Среди антикварных предметов имеются просто бесценные экземпляры, но мы их не продаем. Долгие годы собирали старые ключи и колокольчики, сейчас висят у нас при входе. Даже сами резные двери представляют художественную ценность. Атмосферу уюта и погружения в историю дополняют старинные кофемолки, джезве, фигурки птиц, проигрыватель с виниловыми пластинками и многие другие уникальные вещи.

В первые годы дохода почти не было, но постоянное движение не давало унывать. Однажды, посмотрев сирийский фильм «Потерянное ожерелье голубки», я вдохновилась восточными халатами, в которых были одеты персонажи. Возможно, именно тогда и появилась идея создания эксклюзивной национальной одежды.

Happy bird

Бизнес-план возник в голове автоматически: нужно было закупить ткани, найти портних и создать эскизы. Друзья советовали сделать упор на объемах, чтобы быстрее выйти на прибыль. Но для меня приоритетным была художественная ценность и эксклюзивность предметов. Мы шили халаты в лоскутной технике, что позволяло снизить себестоимость, поскольку использовались небольшие остатки тканей. Это был долгий и кропотливый процесс, но конечный продукт стоил всех усилий. Когда потребовались деньги, я сумела занять у друзей около $4 тыс. При этом выставки и продажа керамики параллельно шли своим чередом.

Для галереи я выбрала название Happy bird. Идея пришла после просмотра французского документального фильма «Птицы», где показывается сложный путь, преодолеваемый птицами за период своего существования, но в полете они свободны и неповторимы. Я считаю, что у художников и творческих людей точно также: путь может быть нелегким, но в процессе своей работы они свободно парят как птицы, от чего испытывают счастье.

Мы начали закупать различные ткани на местных рынках, в основном в Ургутском районе и в течение 3−4 месяцев создали первую эксклюзивную коллекцию из 20 изделий (в основном мужские чапаны и женские халаты).

Большинство изделий мы создаем из национальных винтажных тканей старых времен. У меня уже собралась целая коллекция, в которой есть экземпляры возрастом 60−100 лет. При этом они сохранились в хорошем качестве. Я нахожу их в основном на блошиных рынках Ташкента, Самарканда. Если выезжаю за границу, то тоже стараюсь найти подобные рынки и покупать там редкие ткани. За годы работы у меня сформировался круг знакомых и партнеров, которые везут мне ткани из разных уголков мира, зная мое пристрастие.

Мы выбираем красивые узоры на тканях, делим их на отрезы и используем при создании одежды. Иногда некоторые отрезы с узорами сами по себе составляют ценность и могут быть проданы туристам или ценителям искусства. Их можно использовать для дизайна квартир, ресторанов, гостиничных помещений и др.

В общей сложности в создании одного предмета участвует порядка 10 человек, в числе которых дизайнеры, швеи, специалисты по декорированию вышивкой, стежкой, набойкой. Готовлю ткани к работе я сама — стираю, при необходимости окрашиваю, подбираю фурнитуру. Каждый из этапов создания вещи оплачивается по ходу работы, а окончательная сборка изделия оценивается от 700 тыс. до 1 млн сумов.

Мы относимся к нашим изделиям как к произведению искусства. Каждое из них неповторимо. Один халат или чапан, в зависимости от использованных материалов, дизайна, орнамента, расцветки и может стоить от $200 до $2 тыс. Предметы никогда не повторяются. Соответственно, каждый человек, купивший изделие Happy bird, может смело считать себя обладателем уникальной вещи.

С учетом моего прошлого опыта и наличия знакомых в России, мы с керамистом Алишером Назировым решили попробовать организовать несколько выставок в краеведческом музее Новосибирска. Аренда была бесплатной, а экспозиция включала керамику и эксклюзивную национальную одежду. Часть товаров удалось продать, что стало хорошим результатом.

Все краеведческие музеи тесно сотрудничают между собой, поэтому о нашей выставке быстро услышали в других уголках России и мы организовали аналогичные мероприятия в Томске, Красноярске, Екатеринбурге. Эти выставки позволили мне заработать денег, вернуть долги, а также вложиться в очередную коллекцию, с которой я вскоре несколько раз съездила на фестивали текстильщиков в Урумчи, а также на открытие торгового дома в город Тяньцзинь. Министерство культуры однажды профинансировало мою поездку на выставку в Катар, что позволило получить и внедрить новый опыт в издаваемые коллекции.

Со временем у галереи росла узнаваемость, а вместе с ней пришли популярность и стабильный доход. В моем случае прошло около четырех лет от старта до выхода на прибыль. Возможно, у кого-то этот процесс идет гораздо быстрее, но я, как творческий человек, люблю спокойствие и умеренный темп. Также я считаю, что успех имеет отложенный эффект, требует усилий и вложений во всех смыслах этого слова.

Не клиент, а гость

Как и у всех, наш бизнес держится на продажах. Но все же мы придерживаемся другой концепции. Для нас клиенты — это прежде всего гости, независимо от того, купят они что-то или нет. В нашем уютном уголке каждый может бесплатно угоститься чаем или кофе, сваренным в турке, пообщаться, отдохнуть, примерить любой наряд, сделать фото и просто почувствовать себя как дома.

Посещают нас в основном туристы из стран СНГ, Европы, США, Китая, Кореи, Японии и других стран. Благодаря гостеприимству и отзывам наша галерея попала в рейтинг лучших мест для посещения в Самарканде в Tripadvisor. Более того, как-то среди посетителей оказались представители американского журнала моды Vogue. Им так понравился наш магазин, что через пару месяцев в русском издательстве нас упомянули в статье о туристических достопримечательностях Узбекистана. Это было очень неожиданно и приятно.

Выставки продолжают быть одним из инструментов по привлечению внимания туристов. За сезон — с мая по октябрь — мы в среднем проводим около 10−15 дефиле, в том числе в Ташкенте и других городах Узбекистана. На территории Центра ремесленничества по заказам туристических компаний мы также организовываем показ наших коллекций. В коллекции в основном чапаны, халаты, жакеты, головные уборы, сумочки и другое.

В качестве манекенщиц турфирмами привлекаются девушки из модельных агентств. За один показ от турфирмы я в среднем могу получить 3−4 млн сумов. Эти мероприятия мы освещаем на своих страницах в соцсетях.

В год мы примерно изготавливаем около 50−60 изделий, из которых могут быть 20 эксклюзивных и дорогих, остальные более доступные. Продажи увеличивается в туристический сезон и замедляется в зимний период. Наибольшим спросом пользуются чапаны у женщин, потому что они более практичны. Но в плане эксклюзивности выигрывают халаты, так как за счет объема вмещают в себя больше возможностей для декорирования.

Годовой оборот достигает около $10 тыс. При больших вложениях можно увеличить доходность. Например, мы пошли на расширение и открыли еще один филиал в ансамбле «Бокий шахар» на территории недавно построенного туристического комплекса Samarkand City. Пока эта точка находится на стадии раскрутки и только набирает популярность. Но с учетом ее локации мы надеемся увидеть результаты в скором времени. Все же пока основной поток туристов приходится на старое место.

Важные моменты

В нашем бизнесе, как и во всей туристической сфере, сезонность играет ключевую роль. Весной, летом и осенью важно активно работать, создавать финансовую подушку на зиму и успеть подготовить новую коллекцию.

Мы также зависим от внешних факторов, таких как снижение туристического потока из-за политических или экономических событий. В пандемию было особенно тяжело — продажи почти остановились, приходилось экономить и жить на накопления.

Однажды в Центре ремесленничества случился пожар. Мы чудом успели спасти свое помещение с коллекцией. Жизнь непредсказуема, всякое может случиться, но важно понимать, что поддаваться унынию нельзя. Даже неудачи могут быть трамплином для движения вперед, если ты не опускаешь руки.

Мы не планируем открываться в других городах и тем более странах. Наши изделия — как произведение искусства, их изготовление нельзя поставить на поток. В противном случае исчезнет художественная ценность, а это грозит жесткой конкуренцией. В подобных условиях лучше оставаться оригинальным и не погружаться всецело в коммерцию.

Наблюдая за развитием нашей страны, можно смело прогнозировать, что туризм будет развиваться быстрыми темпами и это даст нам возможность расти в своем направлении. Хотелось бы больше выезжать на выставки национальных ремесел за рубеж при спонсорской поддержке государства или заинтересованных организаций для представления своей страны, потому что наши изделия вполне соответствуют требованиям международного уровня.