На границе Узбекистана и Афганистана планируется создать совместную торговую зону. Об этом стороны договорились по итогам двухдневного визита в Узбекистан исполняющего обязанности заместителя председателя правительства Афганистана Абдула Гани Барадара.
22 февраля премьер-министр Абдулла Арипов провел переговоры с и.о. зампредседателя правительства Афганистана Абдулом Гани Барадаром. На встрече стороны обсудили вопросы сотрудничества в торгово-экономической, энергетической, транспортной и других сферах.
В пресс-службе афганского вице-премьера сообщили, что Барадар предложил инвестировать в проект строительства железной дороги Мазари-Шариф-Герат, которая протянется до Кандагара и соединит Узбекистан с Ираном и Китаем. Проект расширит торговлю Ташкента со странами Южной Азии, Ираном и Китаем, подчеркнул чиновник.
Зампредседателя правительства Афанистана также пригласил Узбекистан инвестировать в строительство второго туннеля Саланг, отметив, что этот туннель является ключевым транзитным маршрутом, связывающим Центральную Азию с Южной Азией, играя важную роль в региональной торговле и транспортировке.
Узбекистанский вице-премьер Жамшид Ходжаев, который встретил афганскую делегацию в аэропорту Ташкента, сообщил о готовности создать совместную торговую зону на границе двух стран. Коммерческая зона будет включать в себя заводы по переработке кедровых орехов и хлопка, упаковочные и логистические центры, а также производственные подразделения по производству различных продуктов питания.
Ходжаев заявил, что узбекистанские инвесторы готовы сотрудничать с Афганистаном в разведке и добыче нефти и газа и инвестировать в промышленный сектор, включая создание цементного завода в провинции Саманган.
Также вице-премьер Ходжаев отметил достижение «значительного прогресса» в разведке газового месторождения «Тоти-Майдан», где, как ожидается, «в ближайшее время» начнутся операции по добыче.
Вице-премьер Абдул Гани Барадар выдвинул ряд предложений:
- облегчить проведение банковских операций между странами и сотрудничать в области банковского сектора Афганистана;
- использовать национальные валюты в двусторонней торговле;
- ускорить подключения пограничных таможенных систем;
- упростить логистику для афганских торговцев при транспортировке товаров на общий рынок;
- устранить барьеры для лицензирования торговли для афганских торговцев и облегчить выдачи виз для них;
- реализовать соглашения по углеводородам и минеральным ресурсам.
Афганистан призвал узбекистанскую сторону ускорить реализацию проектов по строительству линии электропередачи напряжением 500 кВ и железной дороги Афганистан -Транс. Технические комитеты с обеих сторон продолжат работу по вопросам торговли, транзита, инвестиций в горнодобывающую промышленность, расширения и строительства железнодорожных сетей в Афганистане, банковского сотрудничества.
23 февраля Абдул Гани Барадар, выступая перед СМИ по итогам визита в Узбекистан, заявил о достигнутом прогрессе в таких областях, как сельское хозяйство, электроэнергетика, транспорт, торговля и развитие железных дорог.
Стоимость проекта по строительству линии электропередач напряжением 500 кВт, первоначально оценивавшийся в $252 млн, был сокращен до $222 млн после переговоров с Узбекистаном.
По его словам, узбекистанские технические железнодорожные бригады в скором времени посетят Афганистан для проведения предварительных исследований по продлению железной дороги от Хайратона до Герата. После завершения исследований, проводимых при финансовой поддержке Узбекистана, начнется этап реализации железнодорожного проекта.
Барадар рассказал, что Узбекистан согласился снять ограничения на экспорт сельскохозяйственной продукции из Афганистана, а также летом увеличить поставки электроэнергии и снизить тарифов в следующем году.
Ранее Spot писал, что Узбекистан намерен использовать порты Эстонии для диверсификации экспорта.