В последние годы актуализировалась проблема контрафактной продукции в Узбекистане. В июне 2024 года глава МИПТ Лазиз Кудратов и Торговый представитель США Кэтрин Тай договорились тесно работать по защите прав интеллектуальной собственности, включая борьбу с увеличившийся доступностью контрафакта в республике.

Одной из наиболее пострадавших от контрафактной продукции отраслей экономики стала фармацевтика. Местные фармкомпании уже призывали ужесточить контроль и ответственность за контрабанду лекарств, ускорить проведение рейдов и составить «черный» список аптек и организаций, участвующих в нелегальной торговле.

Минюст, будучи регулятором данной сферы, регулярно сообщает о выявлении контрафактной продукции. В прошлом году ведомство дважды пресекло незаконный оборот «Бисептола» и «Имудона», уничтожило продукцию и оштрафовало нарушителей. Также Минюст направил Минздраву предупреждение касательно контрафактных лекарств и нарушений во время их государственной регистрации.

В декабре 2024 года вступил в силу закон, вводящий процедуру выплаты компенсаций за незаконное использование интеллектуальной собственности. Кроме того, с 2025 года начал действовать новый порядок постмаркетингового контроля за фармацевтической продукцией.

Минюсту могут передать полномочия по досмотру и аресту контрафактных товаров. Недавно соответствующий законопроект депутаты Олий Мажлиса приняли в первом чтении. Также за нарушение имущественных прав предлагается ввести уголовную ответственность, а права на селекционное достижение — административную.

Spot обсудил защиту прав интеллектуальной собственности с представителями Минюста, юридической фирмы Legalmax и иностранной фармацевтической компании AstraZeneca. Эксперты рассказали, как в Узбекистане борются с контрафактной продукцией и какие изменения в законодательство можно внести, чтобы улучшить ситуацию.


интеллектуальная собственность, контрафакт, товарный знак, фармацевтика

Бегзод Рузиев,

начальник управления авторских и смежных прав Департамента интеллектуальной собственности Министерства юстиции.

В 2024 году органы юстиции защитили права интеллектуальной собственности в 1556 случаях. По сравнению с 2023 годом этот показатель вырос более чем на четверть. Из них 107 — это предупреждения о возможных последствиях нарушения законности, а также 552 — это представления об устранении правонарушений. Например, если найден контрафактный товар, то предпринимателю дается 30 дней на устранение нарушения, а если это невозможно, то контрафактную продукцию необходимо будет уничтожить.

Кроме того, составлено 162 протокола об административном правонарушении, а также наложено 9 финансовых санкций на юридические лица. Штраф варьируется от 100 до 200 базовых расчетных величин (37,5−75 млн сумов), а общая их сумма за прошлый год составила 412 млн сумов. Остальные случаи включают участие в судах, заключения о признании товара контрафактным, экспертные мнения.

Важно понимать, что спрос на контрафакт существует. Так как при собеседовании с лицами, совершившими правонарушения они утверждают, что потребители хотят покупать товары дешевле, даже если они знают, что это контрафакт. Например, вместо оригинального шоколадного батончика за 10 тыс. сумов предпочитают похожий аналог за 2 тыс. сумов, названия которого немного отличается от оригинала.

Наша основная задача — профилактика. Мы объясняем, что такое контрафакт, проводим информационные кампании. Например, с 15 февраля по 15 марта ежегодно стартует месячник «Без контрафакта». В его рамках будут проводиться брифинги, контрольный закуп контрафактной продукции на торговых точках, раздача материалов для покупателей, чтобы они могли отличить оригинал от контрафакта.

Чаще всего контрафакт встречается в пищевой продукции, особенно среди шоколада и сладких напитков, бытовой химии и фармацевтики. На продукты питания и бытовую химию наши граждане предъявляют большой спрос, но у потребителей часто отсутствует правосознание относительно интеллектуальной собственности. Они не понимают разницу между оригинальной продукцией и контрафактом.

К тому же недобросовестные предприниматели хотят на этом спросе легко и быстро заработать. Вместо создания собственного бренда они копируют существующие. Например, немного изменяют название известного бренда, что вводит в заблуждение потребителей.

Реагирование на нарушения

Для защиты интеллектуальной собственности со стороны государственных органов необходимы заявления правообладателей. Однако у них не всегда имеются возможности для проверки торговых точек. В то же время у правоохранительных органов, таких как Минюст и таможенные органы, имеются полномочия выявлять контрафактные товары.

Кроме того, в июле 2024 года было принято постановление Кабинета министров Узбекистана о контрольных закупках контрафактных товаров. Если сотрудник Минюста находит контрафактную продукцию, то покупает ее, сохраняет фискальный чек и уведомляет об этом правообладателя. Если правообладатель подтверждает нарушение и составляет заявление, то на основании этого органы юстиции принимают соответствующие меры.

Все действия по контрафакту возможны только с заявления правообладателя — в отличие европейских стран, где полиция и таможенные органы могут самостоятельно изымать и уничтожать контрафакт. В Узбекистане изъятие контрафакта возможно только по решению суда. Например, органы юстиции при выявлении нарушения в соответствии с законодательством дают предпринимателю 30 дней на добровольное устранение. Если субъект этого не исполняет, то составляется протокол об административном правонарушении, и дело передается в суд, который принимает решение об изъятии и уничтожении контрафактной продукции.

Также органы юстиции имеют право накладывать на юридические лица финансовые санкции от 100 до 200 БРВ (37,5−75 млн сумов). Если штраф не выплачивается в течение одного месяца, то дело также передается в суд. При несогласии с решением Минюста организация может обжаловать его в судебном порядке.

Обращения правообладателей рассматриваются в соответствии с законодательством в течение 15 рабочих дней. Если требуется больше времени, то срок рассмотрения может быть продлен до месяца. Когда поступают документы, то мы запрашиваем у правообладателя конкретные факты нарушения. Например, они могут предоставить нам фотографии, а если их нет, мы вправе самостоятельно провести контрольную закупку.

Далее проводится экспертиза по нескольким параметрам: по фонетическому, визуальному и по назначению товара, то есть кодов Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Если обнаруживается сходство до степени смешения, то мы проверяем, имеет ли данный товарный знак правовую охрану на территории Узбекистана. Если товар признан контрафактным, то мы уведомляем Бизнес-омбудсмена и предпринимаем меры по проверке предпринимателя-нарушителя.

Более того, для борьбы с контрафактной продукцией в Узбекистане в 2024 году Минюст заключил меморандум с Таможенным комитетом, Департаментом по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре и Налоговым комитетом. Например, если Департамент по борьбе с экономическими преступлениями или таможенные органы выявляют фальсификат, то Минюст будет проверять наличие нарушений интеллектуальной собственности. В будущем планируем заключить аналогичный меморандум с Агентством по развитию фармацевтической отрасли.

Уничтожения контрафактных товаров осуществляется только по решению суда, а процесс уничтожения осуществляется соответствующими органами.

Изменения в законодательстве

После 2020 года по сфере интеллектуальной собственности было принято более 20 нормативно-правовых актов. Также интеллектуальная собственность впервые была закреплена в новой редакции Конституции Узбекистана. Согласно 53 статье, каждому гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества, право на пользование достижениями культуры, а интеллектуальная собственность охраняется законом.

В 2024 году были внесены изменения в Таможенный кодекс, благодаря которым в апреле того года Офис торгового представителя США (USTR) впервые с 2000 года исключил Узбекистан из «черного списка» по защите интеллектуальной собственности.

По таможенной сфере у США были претензии по защите прав интеллектуальной собственности, включая борьбу с контрафактной продукцией. Ранее правообладатель сам должен был следить за товаром и искать каналы попадания контрафакта, после чего Таможенный комитет принимал меры.

Теперь таможенные органы проактивно занимаются этим, выявляя контрафактный товар и информируя об этом правообладателя. При этом они могут удержать продукцию на таможенной территории в течение 10 дней, но этот срок планируется продлить до 20 дней. После правообладатель может обратиться в суд, который принимает решение об уничтожении контрафакта или его реэкспорте.

Кроме того, в сентябре прошлого года были внесены поправки в закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», которые вступили в силу 12 декабря. Это позволит правообладателю при выявлении нарушения обратиться в суд за компенсацией в размере от 20 до 1000 БРВ вне зависимости от факта причинения ущерба.

Рассмотрением дел о защите прав интеллектуальной собственности занимается множество судов. Если одна из сторон не согласна с решением Минюста, то дело рассматривает административный суд, если по возмещению ущерба — экономический суд, а по административным делам — уголовный суд. Необходимо отметить, что в многих странах также существуют патентные суды.

Планы на будущее

В данный момент разрабатывается законопроект для внесения изменений в статью 149−1 «Нарушение авторских или изобретательских прав» Уголовного кодекса, который вводит уголовную ответственность за повторные нарушения товарных знаков.

За первое и второе нарушение будет предусмотрена административная ответственность, далее наступает уголовная. Однако если нарушение связано с контрафактной продукцией на крупную сумму, то возбуждается уголовное дело. Таким образом предприятия, которые сознательно идут на нарушения, будут наказаны.

Также драйвером изменений в сфере интеллектуальной собственности является намерение Узбекистана вступить во Всемирную торговую организацию. Одно из требований ВТО — соблюдение прав интеллектуальной собственности.

Когда мы вступим в ВТО, все оригинальные бренды и товары будут завозить в республику, поэтому они должны быть под защитой государства. В связи с этим сейчас и вносятся изменения в нормативно-правовые акты.

Изменения уже внедряются для вступления в ВТО, чтобы национальное законодательство соответствовало международному. Введение компенсации и уголовной ответственности за нарушения — часть этих реформ. Если утвердят законопроект о введении уголовной ответственности, то Узбекистан будет готов к вступлению в ВТО в сфере интеллектуальной собственности.

Кроме того, мы сейчас работаем над применением искусственного интеллекта в сфере интеллектуальной собственности. Мы изучаем программы, которые могут ускорить процесс выявления контрафакта. В США существуют программы, например, для проверки товарных знаков. Мы собираемся создать подобную систему и в Узбекистане. Минюст создаст базу данных контрафактной продукции, куда будут добавляться все выявленные случаи нарушений, которых насчитывается более 20 тыс. единиц. Если кто-то найдет такую продукцию, то она будет автоматически проверяться в системе. Если товара не окажется в базе, то после повторных обращений мы проверим и в ручном режиме добавим ее в список.


интеллектуальная собственность, контрафакт, товарный знак, фармацевтика

Мухаммадали Махмудов,

патентный поверенный, адвокат, управляющий партнер юридической фирмы Legalmax.

Контрафакт — это одно из проявлений нарушений прав интеллектуальной собственности. Есть разные виды нарушений, и контрафакт — лишь один из них. Но если мы говорим о контрафакте, то важно понимать, что наши госорганы и бизнес в отдельных случаях до сих пор по-разному трактуют это понятие, несмотря на наличие четкого и однозначного определения в законодательстве. Различное толкования в подходах к определению товаров к категории контрафактных , конечно же, не способствует усилению защиты интеллектуальных прав.

Согласно статье 27 закона О товарных знаках, любое недобросовестное или незаконное использование товарного знака или схожего с ним обозначения на упаковке, этикетке, при производстве или оказании услуг является контрафактом.

В частности, контрафакт может включать:

  • фальсифицированную продукцию, то есть не произведенную оригинальным производителем или под его контролем;
  • продукцию, схожую с оригинальной до степени смешения, ее еще именуют Look-a-like продукция (например, похожая упаковка или незначительные отличия в названии);
  • оригинальные товары, но ввезенные в страну без согласия правообладателя (параллельный или серый импорт).

К сожалению, объем контрафактной продукции в Узбекистане не сокращается, однако меняются ее структура и характер. Основная причина — недостаточность должных мер по пресечению серого импорта. Это большая проблема не только для правообладателей, но и для общества и государства в целом.

Например, из-за несоразмерно высоких ставок таможенных пошлин на определенные виды товаров оригинальные производители или дистрибьюторы несут значительные экономические издержки, уплачивая пошлины и налоги при ввозе продукции в страну. В то же время производители и дистрибьюторы контрафакта, как правило, избегают этих издержек, оставаясь в серой зоне, и причины этого, конечно же, известны.

Это создает риски коррупционной составляющей, увеличивает объем теневой экономики, сдерживает развитие местного производства, что снижает поступления в бюджет и создание рабочих мест. Контрафакт дешевле оригинала, но его качество может быть значительно ниже, что может нанести вред потребителям.

Кроме того, отсутствие предсказуемой политики в таможенной сфере приводит к тому, что оригинальные производители или дистрибьюторы сокращают поставки, а рынок заполняется серым импортом. Это особенно заметно в периоды пикового спроса, например, в декабре перед Новым годом. Если ситуация не изменится, иностранные компании будут вынуждены сокращать свое присутствие в стране. В результате это приведет к уменьшению рабочих мест, снижению налоговых поступлений и увеличению рисков для здоровья граждан, особенно когда речь идет о потребительских товарах и медикаментах.

От серого импорта страдают не только иностранные компании, но и местные. Массовый параллельный импорт во многом подрывает стимулы для развития национального производства. Это происходит потому, что продукция серого импорта зачастую дешевле, чем товары, произведенные внутри страны. Компании, работающие в правовом поле, несут расходы на сырье, таможенные пошлины, зарплаты, налоги. Серые импортеры просто ввозят продукцию по низкой цене и быстро ее реализуют.

В краткосрочной перспективе параллельный импорт насыщает рынок и может быть полезен для потребителей. Но в долгосрочной — это противоречит целям экономического развития, таким как создание рабочих мест, привлечение инвестиций и обеспечение стабильности налоговых поступлений. Сейчас внимание к этой проблеме растет. Мы надеемся, что улучшение нормативной базы и усиление контроля за ее исполнением поможет изменить ситуацию.

Внутреннее производство контрафакта — это отдельная большая проблема. Основной причиной его распространения является чувство безнаказанности у нарушителей, которые не видят угрозы реального наказания и неотвратимости ответственности за свои действия.

Зачастую очень сложно выявлять контрафактные производства, которые, как правило, не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, не маркируют свою продукцию, не платят налоги и работают вне правового поля или организационной структуры. Это группа лиц, которая ввиду сложности их выявления, занимается преступной деятельностью. Нарушители пользуются как отсутствием в должной мере нормативной базы, так порой и не желанием проведения оперативно-розыскных мероприятий со стороны уполномоченных органов, фиксации правонарушений, осуществления контрольных закупок.

Однако, конечно же, есть положительные изменения в борьбе с нарушителями. Например, с декабря 2024 года в Узбекистане введен механизм компенсаций за нарушение прав на товарные знаки. Теперь правообладатели могут требовать значительные суммы компенсации, без доказывания размера причиненного им ущерба в судебном порядке. Если суды будут последовательно применять этот закон, масштабы нарушений теоретически могут снизиться.

Проблема контрафактной продукции носит массовый характер, так как появляется везде, где есть спрос. Среди наиболее пострадавших сфер от контрафакта можно выделить:

  1. фармацевтику;

  2. потребительские товары (FMCG);

  3. бытовую химию — как импортируемую, так и производимую внутри страны.

Также это касается строительных материалов и алкогольной продукции. Пока государство недооценивает масштаб проблемы, бюджет и экономика страны будут продолжать нести потери, а жизнь и здоровье потребителей будут под угрозой.

Все, что достаточно легко произвести либо ввезти в страну, подвержено риску контрафактной продукции. Исключениями являются высокие технологии и товары с высокой добавленной стоимостью, которые сложно произвести в кустарных условиях. Товары и услуги в равной степени подвержены риску быть объектами нарушений.

Законодательство и правоприменение

Законодательство в области интеллектуальной собственности в целом достаточно прогрессивное и регулирует текущие отношения. Проблема нашей страны, скорее не сколько в недостаточности правового регулирования, сколько в неисполнении уже имеющегося. Оно построено на нормах международного права, что соответствует основам международной системы интеллектуальной собственности. Проблема не в его актуальности, а в уровне его исполнения: от подготовки судейского корпуса до правовой культуры общества. Закон может быть хорошим, но его эффективность зависит от того, как он применяется.

Текущий закон требует совершенствования, но даже его нынешних положений достаточно для выполнения базовых задач. Мы регулярно вносим предложения по улучшению законодательства, однако они не всегда принимаются или реализуются в полном объеме. Тем не менее, прогресс в этом направлении есть. Например, бизнес-сообщества через Американскую и Европейскую торговые палаты активно участвуют в обсуждении изменений.

Проблема комплексная, так как включает в себя экономические реалии, интересы различных квази политических групп и элит, а также слабую правоприменительную практику. Мы движемся к унификации законодательства в рамках вступления в ВТО. Это потребует изменений, которые будут реализованы нормативным путем, но не решают всех вопросов правоприменения.

При обнаружении нарушений интеллектуальных прав компания может обратиться не только в Минюст. Важно понимать, что это не единственный орган, который может быть задействован. Минюст, конечно же, играет ключевую роль, поскольку он имеет процессуальные возможности для проведения проверок и контрольных закупок, но в некоторых случаях могут и должны будут быть подключены другие госорганы, например, прокуратура или МВД. Все зависит от того, какой конечный результат ожидает правообладатель. Если речь идет о полном пресечении контрафакта, то необходим комплексный подход. В большинстве случаев Минюст может быть первым шагом, но дальнейшие действия зависят от задач правообладателя.

Есть механизмы защиты прав, но будет ли это работать на практике — это вопрос сложный, на который я не смогу ответить в полной мере. Законодательство предоставляет возможности, но это не всегда гарантирует быстрый результат.

Все действия нужно координировать, и каждый шаг должен быть продуман. В некоторых случаях имеет смысл обратиться только в органы прокуратуры или сразу в суд, если вопрос можно решить таким образом. Важно понимать, что если просто подать заявление и ждать ответа, можно столкнуться с отказом или отпиской. Это большая проблема, над которой нужно работать.

В установленные сроки рассмотрения обращения всегда можно получить отказ. В некоторых случаях возможно продление сроков, но нужный результат может быть достигнут. Проблема в том, что в органах исполнительной власти, судах и правоохранительных органах не хватает специалистов. Нельзя полагаться только на мнение одного должностного лица, необходимо комплексно с ним работать, организовывать встречи с экспертами и специалистами, бороться с «ветряными мельницами». И только тогда можно достичь результата.

Если Минюст отказал в удовлетворения обращения, то можно подойти к нарушению с разных точек зрения. Например, с точки зрения интеллектуальной собственности, недобросовестной конкуренции, административных или уголовных правонарушений, а в некоторых случаях их комбинациях. К любому обращению, как правило, требуется подготовка: экспертные заключения, фиксация фактов нарушений или же результаты общественного мнения и т. п. Нарушения интеллектуальной собственности зачастую сопряжены и с другими правонарушениями, такими как налоговые, санитарные или производственные. Поэтому важно подходить комплексно и учитывать все аспекты.

Решения госорганов могут быть оспорены в судебном порядке. Это можно сделать через административные суды или обратиться в вышестоящие органы, если решение местных органов по мнению заявителя не соответствует закону. Важно подходить к вопросу индивидуально и иметь ввиду наличие возможности оспорить любое решение, не только правообладателем, но и недобросовестной стороной. Главное — это принципиальная и правильная позиция суда, поскольку последнее слово всегда за ними, и это, возможно, и есть одно из слабых звеньев в системе защиты интеллектуальных прав.

Решения Минюста не являются истиной в последней инстанции. Нарушители зачастую продолжают свои противоправные действия, несмотря на предписания Минюста. Нарушение может продолжаться, несмотря на вынесенные предписания, и в этих случаях, поэтому нужно предпринимать, конечно же, необходимо предпринимать другие меры реагирования.

Проблема устранения первопричин нарушений прав на интеллектуальную собственность и уничтожение контрафактной продукции — это то, над чем законодателям нужно работать в первую очередь. Сами госорганы часто не знают, кто должен заниматься уничтожением контрафактной продукции. В некоторых случаях ее уничтожают судебные исполнители на основании решений судов посредством Бюро принудительного исполнения. Но проблема в том, что нет регламента и детальных инструкций, как это делать. Например, кондитерские изделия уничтожаются одним способом, а лекарства — совершенно другим. Недостаток этих механизмов ведет к тому, что продукция часто не уничтожается, а остается на складах. Кроме того, был даже случай, когда контрафактную продукцию, подлежащую уничтожению, хотели перепродать на рынке.

Предложения по борьбе с контрафактом

Первое — это обеспечение верховенства закона. Несмотря на то, что это громкое и всеобъемлющее утверждение, оно важно потому, что без верховенства закона бесполезно говорить о чем-либо другом. Это должно включать в себя как применение законов со стороны судов и правоприменителей, так и возможность реализовать эти права на практике.

Второе предложение направлено на совершенствование и усиление национального законодательства. В частности, нужно вводить действенные и жесткие меры имущественной ответственности для нарушителей. Первые шаги в этом направлении, уже предприняты.

Третье предложение подразумевает введение уголовной ответственности за комплекс противоправных действий, связанных с производством, реализацией и хранением контрафактной продукции.

В совокупности все эти меры, наряду с неотвратимостью наказания, могут привести к улучшению ситуации. Самое главное — надо создавать правильную правоприменительную практику, а для всего этого необходима политическая воля, которая является ключевым фактором.

Кроме того, судебная система играет важную роль, где имеется как прогресс, так и свои недостатки. В конечном итоге решения всегда принимаются судами, и любые процессуальные действия могут быть предметом судебного разбирательства. Уровень подготовки судебных специалистов и качество судебных актов сильно варьируются в Ташкенте и регионах. Работа по совершенствованию судебной системы ведется, однако вопрос независимости судов остается открытым. Тем не менее, бизнес-сообщество всегда с большим воодушевлением и радостью воспринимает даже небольшие проявления положительной динамики в этой сфере.


интеллектуальная собственность, контрафакт, товарный знак, фармацевтика

Алексей Тетерюк,

менеджер по работе с государственными органами и доступу препаратов на рынок международной биофармацевтической компании AstraZeneca в Узбекистане.

На данный момент фармацевтический рынок в Узбекистане не до конца отрегулирован. Несовершенство законодательства позволяет недобросовестным участникам производить и сбывать фальсифицированный товар и провозить в страну контрабандные лекарства без серьезных санкций.

Еще одной причиной является цена — поддельные лекарства дешевле оригинальных, поскольку производятся из дешевых материалов и попадают в страну без оплаты каких-либо ввозных пошлин. Поэтому аптеки считают это выгодным способом торговли, реализовывая незаконный товар без боязни наказания.

Мы не можем точно оценить весь объем рынка нелегальной торговли фармпрепаратами в Узбекистане. По разным данным, цифры варьируются от нескольких до десятков миллионов единиц продукции. Это тревожная статистика, поскольку контрафакт несет серьезные угрозы для здоровья людей.

Мы регулярно сталкиваемся со случаями выявления контрабандных лекарств нашей компании, которые ввозят в страну в обход таможенного регулирования. Гораздо реже мы сталкиваемся с явным фальсификатом, когда упаковка очень схожа с оригинальным препаратом, но фактически это не препарат компании — в ней нет действующего вещества или он заменен на другой, значительно более дешевый. Это самый опасный вид нелегальной продукции, хотя, надо отметить, что и контрабандная продукция (нелегально ввезенная в страну) и фальсификат (нелегально произведенный продукт) несут риск для здоровья человека.

Риски контрафакта

В первую очередь мы говорим о серьезной угрозе для здоровья человека. Если речь про контрабандные лекарства, то они попадают в аптеки без контроля соблюдения температурных условий хранения и перевозки, зачастую это нелегальная перевозка в чемоданах или ручной клади.

У препаратов есть срок стабильности и, если они не хранятся в определенном температурном режиме, существует риск распада с выделением токсичных веществ. Это большая проблема, в том числе учитывая погодные условия Узбекистана. Попадая в аптеки, такие лекарства создают серьезную угрозу для здоровья людей.

В ситуации с фальсификатом мы говорим о подделке. Даже покупая в аптеке такое лекарство, люди не знают, где и в каких условиях препарат производился. Он может содержать опасные или просто неактивные вещества. Такие лекарства не могут вылечить заболевание, при этом есть риск ухудшения состояния, инвалидизации или даже смерти при употреблении подделки.

Канал сбыта такой продукции зачастую — это обычные аптеки, где контрафакт и контрабандные препараты продаются наравне с оригинальными лекарствами. Но первые оказываются дешевле по понятным причинам, что делает их привлекательными для покупателей, которые могут даже не догадываться о происхождении таких препаратов. Все это становится причиной нежелательных явлений и может привести к массовым отравлениям. Похожие примеры в Узбекистане мы наблюдали несколько лет назад.

Кроме того, большой объем контрабанды и контрафакта на рынке снижает инвестиционную привлекательность для производителей. В условиях недостаточности регулирования фармкомпаниям становится экономически рискованно выводить на рынок новые препараты, поскольку затраты на обучение врачей, отработку маршрутизации пациента, поддержку диагностики могут не окупиться, ведь производителям фактически придется конкурировать с дешевыми подделками и фальсификатом.

Защита прав интеллектуальной собственности

Мы видим, что проблема находится в фокусе внимания государства, и оно стремится найти пути решения. Известно, что проводятся систематические рейды в аптеках: нелегальная продукция изымается и уничтожается.

Кроме того, есть несколько решений на законодательном уровне. Так, в ближайшее время в стране будет создана государственная система получения и отработки сообщений о нежелательных явлениях, которые возникли у пациентов после приема препаратов. Также власти страны присвоили аптекам статус организаций, ответственных за обеспечение потребителей качественными и безопасными препаратами. Аптеки обязали уведомлять Минздрав о соблюдении требований к качеству лекарств.

Помимо этого, Кабинет министров республики запускает новый механизм регулирования — постмаркетинговый контроль за фармацевтической продукцией. Время от времени регулятор будет совершать контрольную закупку препаратов, находящихся в гражданском обороте, чтобы проверить качество продукции и ее соответствие техническим нормативам.

Если говорить о защите интеллектуальной собственности, на данный момент правительством Узбекистана предпринимается ряд мер в том, чтобы минимизировать «серые зоны» патентного права и стимулировать производителей инновационных прорывных фармтехнологий активнее выходить на рынок республики. Работу в этом направлении мы оцениваем оптимистично, но на данный момент еще многое предстоит сделать, чтобы сбалансировать патентное законодательство.

Основная проблема соблюдения патентного права в Узбекистане — параллельный импорт, неурегулированный на законодательном уровне. Это означает, что сохраняется возможность ввоза лекарств из других стран без согласия правообладателя. Поэтому препараты беспрепятственно ввозятся в обход таможни, без сертификации, без соблюдения холодовой цепи, и попадают на полки аптек с нарушением контроля качества, что создает большую угрозу для здоровья покупателей.

Кроме того, мы выступаем за то, чтобы законодательство способствовало проактивному подходу таможенных органов, разрешая им пресекать контрабанду, не дожидаясь жалобы правообладателя.

Компания внимательно следит за оборотом своей продукции на рынке. Когда мы получаем информацию о препаратах с иной упаковкой, то по серийному номеру и фотографии упаковки с помощью глобальных коллег проверяем, оригинальный ли это товар и из какой страны он попал в Узбекистан. В случае подделки или серого ввоза сообщаем об этом регулятору. Мы готовы к сотрудничеству с государственными органами для борьбы с контрафактной продукцией на рынке и находимся в диалоге с регулятором в ситуациях, когда фиксируем случаи контрафакта и контрабанды наших препаратов.

Цифровая маркировка и системный подход

Внедрение маркировки лекарств — важная мера защиты от опасной продукции. Она служит подтверждением оригинальности препаратов и означает, что они были правильно произведены и ввезены — а значит, безопасны для граждан. Но маркировка сработает только в случае, если препарат покупается в аптеке с выдачей чека.

При этом одна лишь цифровая маркировка не сделает рынок полностью прозрачным. Требуется комплексная работа государства, в том числе ужесточение законодательства с точки зрения ввоза любых несертифицированных и некачественных лекарств.

Объемы контрафакта и контрабанды на узбекском рынке говорят о том, что вопрос следует решать системно, и в первую очередь с аптеками: чтобы им было невыгодно продавать такой товар. В частности, если были выявлены факты продажи контрабандной или фальсифицированной продукции, у аптек, по нашему мнению, должны отзывать лицензию. Как пример — опыт России и Казахстана, где аптеки осведомлены о серьезных последствиях даже за единичные случаи продажи некачественной продукции.

Возможно, стоит рассмотреть введение уголовной ответственности по отношению к физическим и юридическим лицам, которые умышленно и систематически нарушают исключительное право на товарные знаки, в частности, занимаются производством, ввозом и продажей контрафактной продукции. Сегодня административная ответственность применяется только к физическим лицам, при этом штрафы за эти нарушения довольно незначительные. Если продукция была нелегально ввезена и использована, потом изъята и уничтожена, материальные штрафы, предусмотренные законом, минимальны.

В дополнение к этому необходимо расширить сферу ответственности, ведь контрафактную продукцию могут ввозить не только юридические лица, но и отдельные граждане, приобретая товары за границей и везя их в Узбекистан, например, в багаже.

Повторюсь, что важно также урегулировать вопрос параллельного импорта и проактивного реагирования таможенных органов на контрабанду лекарств, не дожидаясь обращения производителя.


Спонсор материала — компания Sherin.