В середине февраля Шавкат Мирзиеев подписал закон, который разрешает создавать микрофинансовые банки (МФБ) — промежуточное звено между микрофинансовыми организациями (МФО) и коммерческими банками. Они смогут принимать вклады до 200 млн сумов и выделять кредиты в размере до 5 млрд сумов. Минимум 70% их портфеля должно приходиться на займы для микробизнеса и самозанятых.

Финтех-эксперт, совладелец и член Наблюдательного совета PayWay Бехзод Ботиров рассказал Spot, в чем преимущества нового закона, какие у него ограничения и как он может трансформировать рынок.


humans, банки, микрофинансовые банки, микрофинансовые организации

Бехзод Ботиров,

финтех-эксперт, совладелец и член Наблюдательного совета PayWay.

В Узбекистане сейчас работает около 100 МФО. В прошлом году они выдали кредиты на 14,4 трлн сумов — и это рост в два раза за год, что отражает высокий спрос на микрозаймы в стране. Закон о микрофинансовых банках позволит МФО перейти на следующий уровень развития. После смены статуса они смогут освоить новые направления деятельности, масштабироваться и повысить оборачиваемость кредитного портфеля. За счет этого МФО будут быстрее реинвестировать средства в займы и больше зарабатывать на процентных ставках. К тому же, перепрофилирование — это возможность в перспективе стать коммерческими банками и предлагать населению полный спектр финансовых продуктов и услуг.

Новая форма будет полезна и для предпринимателей. В стране сейчас действует более 363 тыс. малых предприятий и микрофирм. На государственном уровне отмечают, что важно увеличивать долю кредитов именно для малого бизнеса: в 2025 году она может вырасти с 28% до 40% от общего объема. С МФБ предприниматели получат еще один инструмент финансирования и смогут оформлять займы с более выгодными условиями по сравнению с коммерческими банками.

МФБ, скорее всего, будут требовать у заявителей меньше документов, быстрее проводить KYC и принимать решения. Процентные ставки у них при этом будут ниже, чем у МФО (28−30% и более), и приблизятся к ставкам по банковским кредитам. Дело в том, что МФО используют свои собственные средства для выдачи займов и компенсируют риски обслуживания малообеспеченных граждан за счет высоких процентов. МФБ же пустят в оборот депозиты, что позволит им предлагать более выгодные условия. Так что малый бизнес сможет повысить торговую оборачиваемость и быстро реализовывать проекты. И это, конечно, положительно скажется на экономике.

Также я думаю, что создание МФБ повысит финансовую грамотность населения. Больше предпринимателей приобретут опыт работы с новыми финансовыми инструментами. Уровень устойчивости финансовой системы в целом вырастет появится еще один пласт надежных и стабильных организаций. Ведь если микрофинансовый банк смог сформировать минимально необходимый уставной капитал в 50 млрд сумов, скорее всего, он будет ответственно подходить к управлению рисками.

Регуляторные барьеры

Несмотря на все преимущества закона, нужно отметить ряд ограничений. Во-первых, микрофинансовые банки не могут инвестировать в рисковые активы. В частности, им нельзя покупать акции в стартапах, выступая в роли венчурных фондов. И хотя это поможет уберечь их от вложений в компании с непродуманной бизнес-моделью, запрет в какой-то степени затормозит скорость развития малого бизнеса.

Во-вторых, наличие минимальной доли займов для микробизнеса и самозанятых ограничивает возможности МФБ в сегменте потребительских займов и жилищного кредитования. Это может снизить прибыльность микрофинансового банка. Однако этот же лимит в перспективе поспособствует подъему экономики страны.

И, наконец, третье и самое существенное ограничение — возможность заниматься внешнеторговыми операциями и заводить зарубежные корреспондентские счета. Оно усложнит для МФБ процесс становления коммерческим банком, так как на момент перепрофилирования у них не будет опыта работы со SWIFT и внешними рынками. Этот опыт необходим для более быстрой и плавной трансформации.

К тому же, это условие закроет возможность привлечения иностранных инвестиций для развития банка. На мой взгляд, ЦБ имеет смысл в разъяснениях разрешить МФБ выставлять свои акции на зарубежных фондовых биржах. За счет этого иностранные инвесторы могли бы «прощупать почву» Узбекистана — поглубже изучить рынок капитала страны, а после поучаствовать в развитии МФБ. Инвесторам новая форма может быть интересна, ведь масштабировать микрофинансовый банк и влиять на его стратегию проще, чем работать с уже устоявшимися лидерами в коммерческом сегменте.

Положительная сторона запрета — снижение рисков. МФБ не смогут участвовать в валютных спекуляциях и будут менее уязвимы к колебаниям курсов. К тому же, исключается зависимость от международных кризисов и санкций. Снизится вероятность отмывания денег и незаконных операций, так как без доступа к международным платежам сложнее использовать МФБ для финансовых схем. Регулятору в целом будет проще контролировать финансовые потоки внутри страны.

С учетом всех ограничений можно сказать, что МФБ будет делать фокус на поддержку именно локального малого бизнеса. Больше всего выиграют предприниматели, которые управляют кафе, магазинами и другими небольшими предприятиями и не занимаются экспортными и импортными контрактами. Для них самое важное — это быстрая оборачиваемость средств и дешевое обслуживание, и МФБ может эту потребность эффективно закрыть. Ориентированный на зарубеж бизнес продолжит выбирать коммерческие банки.

Кто станет МФБ

Закон четко описывает процесс преобразования МФО в микрофинансовый банк и легкодоступен для понимания. При этом требование о минимальной сумме уставного капитала в размере 50 млрд сумов — довольно жесткое. Это сильно больше сегодняшней отсечки для МФО в размере 2 млрд сумов.

Такой высокий порог служит «подушкой безопасности» и помогает защитить вкладчиков. Снижается вероятность, что клиенты лишатся своих средств из-за дефолта, нехватки ликвидности и других финансовых проблем банка. Однако большей части МФО из-за этого будет сложно перепрофилироваться, особенно с учетом того, что они обычно наращивает капитал не через депозитную базу, а за счет займов и продажи облигаций. Повлияет на желание переходить в новый статус и более сильное регулирование МФБ по сравнению с МФО. Так что бум трансформаций мы вряд ли увидим.

Думаю, к переходу будут готовиться микрофинансовые организации, которые уже довели свою капитализацию до 30−40 млрд сумов. Часть менее крупных МФО для преобразования объединятся между собой. Еще один вариант для желающих стать МФБ — стратегическое партнерство с коммерческим банком. Отмечу, что эти банки сегодня учреждают большую часть новых МФО, ведь таким образом они могут выдавать кредиты по более высоким процентным ставкам.

Все варианты позволят организациям привлечь частных инвесторов, выйти на фондовый рынок и в будущем стать коммерческими банками. А чтобы расти быстрее, даже при запрете на внешнеторговые операции, можно начать сотрудничать с международными фондами, которые зарегистрированы в том числе в Узбекистане.

Отмечу, что не только МФО будут преобразовываться в МФБ. Банки, которые не смогли довести капитал до установленного с 1 января 2025 года минимального уровня в 500 млрд сумов, тоже воспользуются этой возможностью. Это даст им возможность «встать на ноги» и снова перепрофилироваться в коммерческие.

Взгляд в будущее

Нововведение сделает микрофинансовый сектор более устойчивым, хоть и менее гибким из-за усиления регулирования. После трансформации части МФО предложение дорогих кредитов станет меньше. Юридические и физические лица получат альтернативный, более выгодный источник кредитования. При этом население неизбежно продолжит пользоваться в том числе МФО — не все смогут оформить займы у микрофинансовых банков, плюс, влияет общий низкий уровень финансовой грамотности в стране.

Важно понимать, что игроки рынка все еще ждут уточнений от Центрального банка. Пока мы не знаем, какой именно спектр услуг смогут предоставлять МФБ: включены ли в него эмиссия банковских карт, зарплатные проекты, пенсионное обслуживание, счета для студентов, эквайринг. В зависимости от разъяснений перспективы нового формата станут понятнее.

Если микрофинансовые банки получат возможность развивать такие продукты, это станет отличной возможностью для платежных организаций — они смогут объединяться с МФО, запускать МФБ и предлагать новые финансовые инструменты для малого бизнеса и индивидуальных пользователей. А устоявшиеся коммерческие банки «с мускулами» возьмут на себя корпоративных клиентов и займутся управлением их активами, а также обслуживанием крупных кредитов, например, ипотеки.

Новый закон может привлечь в страну зарубежные инвестиции, развить локальный бизнес и повысить финансовую грамотность населения. Думаю, что это отличная возможность для финтех-индустрии Узбекистана, которая нуждается в трансформации.