В Узбекистане ограничат работу китайского маркетплейса Temu, сообщила пресс-служба Национального агентства перспективных проектов (НАПП).
С 1 июля 2025 года в Узбекистане начнут действовать новые правила для международных платформ, включая уведомительный реестр и специальный реестр субъектов электронной коммерции. Главное требование — приземление в республике и регистрация юридического лица-резидента, — которое вступило в силу уже с 28 декабря 2024 года (ПКМ-885).
В процессе изучения деятельности зарубежных электронных торговых платформ, обслуживающих узбекистанцев, НАПП установило, что со стороны «отдельных электронных торговых платформ» не соблюдаются требования законодательства в сфере электронной коммерции, розничной торговли, рекламы, защиты персональных данных, прав потребителей, авторских и смежных прав.
«Использование иностранных платформ электронной торговли, в частности платформы „TEMU“, будет ограничено начиная с 20 марта 2025 года в установленном порядке», — говорится в сообщении.
Во избежание недоразумений НАПП попросило узбекистанцев начиная с сегодняшнего дня не осуществлять заказы на Temu, а в случае наличия уже оформленных заказов рекомендовало оформить возврат денежных средств на платформе.
Кроме того, НАПП и Налоговый комитет призвали проявлять бдительность и не пользоваться услугами иностранных электронных торговых платформ, которые не локализовали свою деятельность на территории Узбекистана или не зарегистрированы в перечне Налогового комитета иностранных компаний и маркетплейсов, оказывающих электронные услуги на территории нашей страны, принимать меры предосторожности и не передавать свои персональные и другие данные таким субъектам.
НАПП еще в конце февраля сообщило о возможной блокировке китайского маркетплейса Temu.
Начальник управления электронной коммерции Камронбек Мухаммадиев отметил, что платформа агрессивно выходит на новые рынки, но не соблюдает местные законы. По его словам, регулятор не ведет прямых переговоров с Temu, однако компания делает «небольшие шаги» в этом направлении.
Первый замдиректора НАПП Вячеслав Пак подчеркнул, что деятельность иностранных маркетплейсов без регистрации в Узбекистане наносит ущерб экономике. Они не платят налоги и таможенные сборы, а деньги утекают за границу. В 2024 году через Temu из страны вывели более $10 млн.
Мобильное приложение Temu с конца прошлого года входит в топ наиболее популярных приложений в Узбекистане. Например, китайский маркетплейс занимает второе место в магазине App Store, а также возглавляет список в Google Play.
В интервью Spot Камронбек Мухаммадиев рассказал, зачем нужны новые правила, как они изменят рынок и что будет с компаниями, которые их не выполнят.
Ранее Spot писал, что в 2024 году страховые организации уплатили 826 млн сумов штрафов.