В конце 2024 года в Узбекистане утвердили новые правила для электронной коммерции. С 28 декабря международные платформы, работающие с узбекскими пользователями, обязаны зарегистрировать юридическое лицо. Почему введены новые правила и как они повлияют на рынок, Spot уже разбирал ранее.
Некоторые платформы начали адаптироваться, но Temu этого не сделала. Китайский маркетплейс активно продвигался в Узбекистане, но не зарегистрировал юрлицо.
Национального агентства перспективных проектов (НАПП), регулирующее сферу электронной коммерции, неоднократно комментировало деятельность Temu и предупреждало о возможной блокировке.
Теперь с 20 марта 2025 года доступ к платформе будет ограничен. Пользователям рекомендовано не оформлять новые заказы, а уже сделанные — вернуть.
В интервью Spot начальник управления электронной коммерции НАПП Камронбек Мухаммадиев объяснил, почему был выбран именно этот срок, как пройдет блокировка и что компания может сделать, чтобы избежать ограничений.
Почему ограничение работы Temu вводится именно 20 марта?
Эта дата выбрана, чтобы пользователи успели либо получить свои заказы, либо оформить возврат средств.
Средний срок доставки на Temu — около двух недель, иногда три. Этого времени достаточно, чтобы те, кто уже что-то заказал, либо получили посылку, либо успели оформить возврат. Возврат средств происходит быстро — стандартно 2−3 дня. Это проверено на практике.
Предупреждение выпущено заранее, 4 марта. До блокировки остается 16 дней — этого достаточно, чтобы пользователи завершили все процессы.
Важно было предупредить заранее, чтобы никто не столкнулся с ситуацией, когда ресурс заблокирован, а заказы или деньги зависли.
Понимая, что граждане уже потратили средства, мы выделили достаточно времени, чтобы они могли завершить покупки или оформить возврат.
Сейчас все предупреждены. С сегодняшнего дня лучше не оформлять новые заказы, а если что-то уже заказано — есть возможность вернуть деньги. Если товар уже в пути, он прибудет. Но новые заказы несут риск — после блокировки отследить статус или оформить возврат будет сложнее.
Как будет проходить блокировка?
Мы не занимаемся технической реализацией блокировки. В Узбекистане этим занимается Агентство информации и массовых коммуникаций, которое отвечает за интернет-пространство. Как именно будет происходить ограничение, — вопрос к ним. Мы лишь обеспечиваем соблюдение законодательства в сфере электронной коммерции.
Фактически, блокировка означает, что доступ к платформе будет ограничен. Пользователи не смогут зайти на сайт и воспользоваться услугами маркетплейса.
Будут ли санкции для пользователей, если они обходными путями продолжат покупки через Temu?
Никаких санкций для пользователей не будет. Мы не рассматриваем возможность наказания граждан за то, что они пользовались Temu или попробуют как-то обойти блокировку. Это даже не обсуждается.
Мы регулируем деятельность в сфере электронной коммерции, а не наказываем граждан. Вопрос в том, что сама платформа нарушает законодательство, не выполняет обязательства по регистрации и уплате налогов. Именно поэтому вводятся ограничения.
В Административном и Уголовном кодексах нет никаких норм, которые позволяли бы наказывать пользователей за доступ к Temu, и мы не планируем вводить подобные меры.
Может ли Temu избежать блокировки?
Да, если они приведут свою деятельность в соответствие с законодательством. Им нужно зарегистрировать юридическое лицо в Узбекистане, подключиться к информационным системам Налогового системам, платить налоги и выполнять требования по обработке персональных данных.
Создать юрлицо в Узбекистане можно за 15 минут через Центр государственных услуг или my.gov, но дальше идет более сложный процесс. Нужно наладить налоговый учет, выдавать фискальные чеки, соблюдать правила хранения персональных данных. Мы не требуем, чтобы они размещали свои платформы здесь.
При оформлении заказа Temu запрашивает персональные данные, включая фамилию, имя, отчество, дату рождения, а также ПИНФЛ. В разделе «Номер паспорта» и «ПИНФЛ» указано, что их заполнение необязательно, однако ниже отмечается, что законодательство Узбекистана требует их предоставления.
Единственное требование — первичное хранение персональных данных узбекистанцев должно происходить в Узбекистане, храниться на местных серверах, после чего они могут передаваться за границу. Это стандартная практика, и она соответствует нашему законодательству.
Другие международные платформы, работающие в Узбекистане, уже начали адаптацию к новым требованиям. Мы тесно сотрудничаем с ними, помогаем в этом процессе. Но Temu пока не сделала никаких шагов.
Более того, они официально уведомили налоговые органы, что не собираются платить налоги, аргументируя это тем, что «не зарабатывают» в Узбекистане. Очевидно, что это не соответствует действительности.
Почему именно Temu попало под блокировку?
Некоторые думают, что блокировка избирательная, но это не так. Новые правила касаются всех платформ. Просто Temu — один из самых крупных игроков, и их объемы значительно превышают другие маркетплейсы.
В декабре 2024 года ежедневно с Temu оформлялось 45 тыс. заказов из Узбекистана. В месяц это 1,35 млн заказов. Если даже взять минимальную сумму покупки в 100 тыс. сумов, выходит 135 млрд сумов в месяц. В долларах это 10,5 млн.
А если учесть, что Temu активно работает с октября, то за пять месяцев объем выведенных из страны средств составляет не менее $50 млн. Это огромные деньги, которые уходят из экономики Узбекистана, не возвращаясь в виде налогов или инвестиций.
Temu активно использует беспошлинный лимит, но налоги при этом не платит. Данный лимит в $1 тыс. на человека на покупки за рубежом четко прописан в законодательстве. Это право каждого гражданина. Никто не запрещает людям использовать свой лимит, никто не требует, чтобы они платили пошлины, если их заказы не превышают установленный порог.
Вопрос не в этом. Вопрос к маркетплейсам, которые работают в Узбекистане, но не платят налоги.
Посмотрите на местные платформы. Если зайти на сайт налоговой, там есть Реестр маркетплейсов — это список компаний, которые интегрированы с налоговой системой, выдают фискальные чеки.
Сейчас в этом реестре уже 79 торговых платформ, и это только те, кто официально зарегистрирован и работает по правилам. Мы не говорим еще про агрегаторы заказов и другие сервисы. Они нанимают сотрудников, выплачивают зарплаты, а значит, платят подоходный налог. Весь бизнес строится по прозрачным правилам.
Естественно, у тех, кто работает по закону, себестоимость выше. Они платят налоги, соблюдают требования, а потом приходят маркетплейсы вроде Temu, которые вообще ничего не платят, но демпингуют и выбивают всех с рынка. Это нечестно. Это не конкурентно.
Если смотреть на динамику цен, то даже у них уже начался рост — с ноября и декабря цены постепенно повышаются. Они изначально зашли с очень низкими ценами, чтобы захватить рынок, а теперь постепенно поднимают стоимость товаров.
Есть ли подобные претензии к другим платформам?
У нас абсолютно ни к кому претензий нет, есть требования законодательства.
Мы регулятор, который следит за соблюдением этих требований. Они в открытом доступе и опубликованы на узбекском, русском и английском языках.
Ситуация с Temu, помимо всего прочего, сигнал для всех участников рынка.
Эти требования касаются всех международных платформ, работающих в Узбекистане. Например, Ozon, WB, Wolt зарегистрировали представительство, интегрировались с налоговой системой, выдают фискальные чеки. Есть и другие компании, которые уже начали процесс адаптации.
Мы даем иностранным платформам два варианта: либо открывайте юрлицо и работайте как полноценная компания в Узбекистане, либо платите налоги по модели Google Tax.
Мы открыты к диалогу, консультируем компании, помогаем разобраться с новыми требованиями. Но если кто-то просто игнорирует закон и не предпринимает никаких шагов, значит, такие платформы не заинтересованы в честной работе в Узбекистане.
Крупнейшие мировые компании, такие как Google, Amazon, YouTube, Facebook, уже встали на налоговый учет. Мы с ними регулярно взаимодействуем, консультируем, помогаем. Тем же путем могли бы пойти и другие.
Наша цель не в том, чтобы кто-то стал монополистом, захватил рынок и убил местный сектор электронной коммерции, который сейчас активно развивается.
Наоборот, мы заинтересованы в прозрачных и равных условиях для всех участников, чтобы рынок рос сбалансированно, а конкуренция была честной.