Кыргызстан планирует реализовать в ближайшие годы несколько проектов строительства железных дорог. Об этом говорится в Национальной программе развития до 2030 года, опубликованной правительством республики.
В документе отмечается важность транспортно-логистической интеграции и диверсификации для страны. Однако изношенность автодорог, мостов и железнодорожных путей приводит к снижению скорости грузовых потоков и росту затрат на внутренние перевозки.
Добавленная стоимость транспортного сектора Кыргызстана составляет $0,5 млрд. Правительство выделяет низкую связанность с международными транспортными коридорами как фактор, ограничивающий экспортные возможности.
Планы модернизации транспортной инфраструктуры к 2030 году включают развитие железнодорожных сетей. Особое внимание уделяется проекту магистрали Китай — Кыргызстан — Узбекистан, его роли в расширении транзитных возможностей и торговых связей.
Также планируется расширение внутренних железных дорог. В их число входит проект ветки Балыкчы — Каракол, создание которой президент Кыргызстана Садыр Жапаров анонсировал в мае 2024 года.
В рамках плана по развитию Баткенской области предполагается создать железную дорогу Баткен — Коканд. Ожидается, что это поспособствует созданию рабочих мест, улучшит транспортную инфраструктуру и торговлю. Детали проекта не приводятся.
Кроме того, программа включает создание международного аэропорта в Джалал-Абаде, модернизацию воздушных гаваней Баткена и Раззакова, строительство автодороги Чаткал — Ташкент и обновление нескольких других автотрасс
Горная тропа
В сентябре 2022 года Узбекистан, Кыргызстан и Китай согласовали маршрут железнодорожной ветки длиной 454 км. Решение финансового аспекта задачи стало одним из главных предметов последующих обсуждений.
Итоговое соглашение о строительстве железнодорожной ветки было подписано в июне 2024 года. Доля Узбекистана и Кыргызстана в совместной проектной компании составит по 24,5%, оставшийся 51% будет принадлежать Китаю.
Стоимость проекта, по словам директора «Кыргыз темир жолу» Азамата Сакиева, оценивается в $4,7 млрд. Половину этой суммы профинансируют страны-участницы в соответствии с долями в проекте, еще $2,35 млрд выделит Пекин в виде некоммерческого кредита.
Месяц спустя Шавкат Мирзиёев утвердил выделение «Узбекистон темир йуллари» $255 млн на реализацию проекта. Первые $14 млн планировалось предоставить до конца 2024 года.
Церемония начала строительства состоялась в Джалал-Абадской области Кыргызстана в конце декабря. Ожидается, что по ветке после ее ввода в эксплуатацию будет перевозиться 15 млн тонн грузов ежегодно.
Ранее Spot писал, когда ожидается начало строительства Трансафганской железной дороги.